Проезд: От аэропорта Ataturk на метро до станции «Aksaray», затем на трамвае или автобусах Т4 из «Taksim», 61 В из «Beyazit» до остановки «Sultanahmet».
Вторник — выходной день.
В первые дни религиозных фестивалей и праздников (23 апреля, 1,19 мая, 29–30 августа, 28–29 октября, 5–6 ноября) музей открыт для посетителей с 13:00.
Для посещений Гарема необходим отдельный билет, его можно приобрести на входе, стоимость — 15 TRL.
Ереванский павильон, Кухни и Библиотека рукописей закрыты для посещения из-за реконструкции.
29 мая 1453 судьба двух частей света — Европы и Азии — навсегда изменилась. Турецкий султан Мехмед II въезжал в покоренный Константинополь на белом коне под красным знаменем с полумесяцем и звездой. Армия победителей приветствовала своего командующего восторженными криками «Фатих!» («Завоеватель!»). Проехав от ворот Святого Романа по главной улице, правитель приблизился к собору Святой Софии. Осмотрев всемирно известную святыню, он приказал приготовить ее к полуденному намазу в ближайшую пятницу. Таким образом, стало понятно — главной мечетью новой столицы мог быть только собор Айя-София.
Неизвестный художник. Генеалогическое древо султанов. Турция, XVIII век
С дворцом для нового государя все было сложнее. Покинув Святую Софию, Мехмед И отправился на осмотр расположенного неподалеку древнего дворца византийских императоров. Однако некогда пышная резиденция ныне лежала в руинах. Время, землетрясения, войны и пожары сделали свое дело. Другая императорская резиденция Константинополя, дворец последних Палеологов, который в турецкую эпоху стал называться Текфур-Сарай («Дворец господина»), находилась в отдаленном районе Влахернах, у самой городской стены, к тому же сильно пострадала во время штурма от турецкой артиллерии. Она также не могла использоваться в качестве дворца нового правителя.
Через несколько дней молодой султан покинул завоеванный город, вернувшись в прежнюю турецкую столицу — Эдирне. Во время его отсутствия приступили к строительству дворца, место для которого было выбрано около древнего форума Феодосия, или форума Тавра, на третьем из семи легендарных городских холмов, в нынешнем районе Бейязид. Здание было возведено быстро, примерно за год, но в течение 1454–1457 там еще продолжались работы.
Однако новый дворец чем-то не устроил молодого правителя. И тогда султан Мехмед II задумал постройку еще одной резиденции. На сей раз местом был выбран мыс между Мраморным морем и Золотым Рогом. Некогда здесь находился Акрополь античного города Византия. Таким образом, главный дворец правителя государства опять переместился в самый центр столицы.
Став новым владыкой Константинополя и опасаясь внезапного нападения врагов, султан приказал поставить на мысе пушечную батарею, именно поэтому находившиеся там городские ворота получили название Топкапы (Пушечные ворота). Со временем мыс стал называться Сарай-Бурну (Дворцовый мыс), а новая султанская резиденция получила имя Топкапы-Сарай (Дворец у Пушечных ворот). С ее появлением первоначальный дворец Мехмеда Фатиха стал называться Эски-Сарай (Старый дворец). Его назначение изменилось — туда из Топкапы отправляли жить отлученных от двора и забытых всеми матерей и вдов умерших султанов, поэтому Эски-Сарай получил еще одно название — Дворец слез. Судьба этого архитектурного комплекса также сложилась очень печально — к XIX столетию он обветшал и был целиком снесен. Ныне на его месте находится здание Стамбульского университета.
Фарфоровый кувшин. Турция, XIX век
Если Большой дворец византийских императоров действительно являлся центром города и выходил одной стороной к собору Святой Софии, а другой примыкал к открытому для всех античному Ипподрому, то жизнь в резиденции мусульманского владыки не должна была оказаться доступна взглядам посторонних. Поэтому высокая стена Сур-и-Султани («Стена султана») перегородила мыс Сарай-Бурну от Золотого Рога до моря и отделила от города территорию около 27 га, сравнимую по площади с Московским Кремлем.
Возведение дворцовых помещений новой резиденции на высоком, овеваемом ветрами мысе началось только в 1466 с летнего павильона, который получил название Чинили кёшк (Изразцовый киоск). Затем построили так называемый Павильон Мехмеда Фатиха с открытой террасой, а также стены, разделяющие территорию на внутренние дворы. Все следующие султаны добавляли к резиденции новые строения, поэтому Топкапы не соответствует европейскому понятию дворца как единого здания — в огромный комплекс входит множество построек разных эпох, сады, дворы, соединенные галереями, террасами и переходами.
Однако в XIX столетии древние сооружения окончательно перестали соответствовать представлениям о роскоши и комфорте, не говоря уже о моде. В 1853 по приказу тридцать первого по счету османского султана Абдул-Меджида I в округе Бешикташ, на насыпных землях у берега Босфора, начал возводиться по западным образцам новый современный дворец, получивший название Долмабахче-Сарай (Дворец на насыпи). Его открытие было приурочено к окончанию Крымской войны в 1856, и султанский двор навсегда покинул Топкапы. Отныне строение тоже стали называть Старым дворцом. Теперь здесь жили только жены и вдовы низложенных в результате переворотов правителей, а также немногочисленные служители. Сады бывшей султанской резиденции отныне были открыты для широкой публики, здания начали ветшать и приходить в упадок.
Несмотря на это, некоторые важнейшие церемонии, такие, как восшествие на престол или погребение султанов, происходили по-прежнему только в Топкапы.
В середине XIX века начались и первые посещения дворца как музея, однако тогда на это требовалось особое письменное разрешение.
23 октября 1923 Турция была провозглашена республикой, и дворец Топкапы перестал являться султанской резиденцией. Был избран первый президент — Мустафа Кемаль, впоследствии получивший фамилию Ататюрк.