ПредисловиеВклад Италии в ведение воздушной войны в период войны второй мировой англо- и германоязычными публицистами и историками зачастую недооценивается или просто игнорируется. Без сомнения влияние действий Regia Aeronautica на развитие стратегической ситуации в 1940-43 г.г. крайне незначителен. Итальянским ВВС не довелось принять участие в кампаниях масштаба битвы за Британию или операции «Барбаросса».
После капитуляции Италии, Regia Aeronautica как и вся страна, раскололась на две части. На стороне союзников воевали летчики Aeronautica Co-Belligerante, крылом к крылу с люфтваффе сражались пилоты Aeronautica Nazionale Repubblicana. Как и сама Regia Aeronautica, ее наследницы со стратегической точки зрения ничем значительным себя не проявили.
Однако совершенно неправильно считать итальянских летчиков ничего не умеющими бездарями. Пилоты Regia Aeronautica ell июня 1940 г. по 12 мая 1943 г. принимали участие в жарких схватках с авиацией союзников над Средиземноморьем и в Северной Африке. Незнание большинством историков положения дел в ВВС Италии периода второй мировой войны лишний раз подчеркивает факт широкой известности только одного типа самолета-истребителя ВВС держав Оси, имевшегося на Средиземноморском театре военных действий — Bf. 109. На самом деле, в Северной Африке постоянно присутствовали части, имевшие на вооружении истребители Макки С.202. На счету летчиков этих машин было немало сбитых самолетов союзников.
Итальянские летчики демонстрировали отчаянную храбрость и желание сражаться, несмотря на подавляющее количественное превосходство авиации противника и не адекватное наземное обеспечение боевых действий Regia Aeronautica.
Тройки истребителей из 3 Stormo готово к боевому вылету, Ливия, начало января 1943 г. На капоте двигателя крайнего слева истребителя надпись «Ф. Баракка» — видимо самолет совсем недавно принадлежал 4 Stormо.
Истребитель Макки С. 200 первой серии (обратите внимание на сдвижную среднюю часть фонаря кабины) из 1 Stormo. 1 Stormo пользовалось огромной популярностью в предвоенные годы, когда летчики соединения неоднократно демонстрировали на различных праздниках свое летное мастерство. После долгих лет воздушной акробатики на истребителях-бипланах, итальянские летчики долго не принимали более скоростные, но не такие маневренные монопланы.
Истребительная авиация
Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 г. совершенно не подготовленной к длительной кампании на истощение. Большинство министров это отлично понимало, они неоднократно обращались к Муссолини с просьбой воздержаться от вступления в войну. Дуче не посчитался с мнением своих министров. Муссолини считал, что победа Гитлера — вопрос нескольких недель и стремился присоединиться к дележу пирога победителей. Теория дуче очень быстро рухнула, а боевые действия вскрыли вопиющую неготовность страны к войне и устарелость боевой техники.
Командование Regia Aeronautica грелось в лучах славы, добытой итальянскими военными летчиками в небе Испании и Эфиопии, с удовольствием вспоминало действительно выдающиеся перелеты итальянцев и принадлежащие Италии авиационные рекорды межвоенного периода, но не сумело подготовить ВВС страны к войне. Причем общая отсталость ВВС Италии касалась как материальной части, так и подготовки экипажей. Впрочем, положение в армии и во флоте было ничуть не лучше…Однако тогда, народ Италии и вообще мир в целом под впечатлением прошлых заслуг авиаторов дуче верил в высокие боевые возможности Regia Aeronautica.
Впервые недостатки Regia Aeronautica проявились в ходе гражданской войны в Испании, когда Муссолини пришел на помощь Франко. Оказалось, что итальянские самолеты устарели, а их пилоты имеют подготовку худшую, чем летчики республиканцев, точнее — пилоты ВВС РККА, которые сражались на стороне законного правительства страны. Относительный успех в Испании имели только бомбардировщики Савойя-Маркетти S.79 и истребители-бипланы CR.32, эти самолеты стали ширмой, которая частично скрыла отнюдь не блестящее положение дел в итальянской военной авиации.
Авиационная промышленность получила немедленное указание начать «работу над ошибками» — улучшить летно-технические характеристики боевых самолетов, подняв их на уровень самолетов Великобритании, США и Германии. Большинство конструкторов и заводчан, тем не менее, испытывала чувство глубокого удовлетворения и даже гордости от трюков, которые выделывали летчики дуче на их «кустарных» изделиях. Самолеты-истребители вообще отошли на второй план, так как в умах высших военачальников возобладала «доктрина Дуэ», приоритет в которой отдавался бомбардировочной авиации. В пользу бомбовозов высказывался сам Муссолини, а дуче всегда прав… Муссолини не без оснований считал, что при блицкриге для истребителей работы, в отличии от бомбардировщиков, будет мал, вот только блицкриг не удался.
Учитывая взгляды самого Муссолини и его генералитета нет ничего удивительного в том, что на момент вступления Италии во вторую мировую войну в составе Regia Aeronautica имелось 24 бомбардировочных Stormo и всего восемь — истребительных. На вооружении последних, главным образом, находились истребители Фиат CR.42. Цельнометаллические истребители-монопланы, такие как Макки С.200 и Фиат G.50, по всем статьям превосходили бипланы, хотя и уступали аналогичным американским, британским или германским самолетам. Монопланы не любили летчики, привыкшие к маневренным бипланам и не желавшими перестраивать свою устоявшуюся тактику ведения воздушных боев. Их тактика основывалась на виртуозном владении техникой пилотирования, однако, истребитель предназначен для уничтожения себе подобных, а не для упражнений в аэробатике. Де-факто тактика истребительной авиации Regia Aeronautica не изменилась со времен боев с австро-венгерскими аэропланами периода первой мировой войны.
Истребитель CR.42 с символикой 93-й эскадрильи 2 Stormo. Несмотря на всю устарелость этих бипланов, пилоты Regia Aeronautica умудрялись в первые месяцы североафриканской кампании сбивать на них британские «Гладиаторы» и «Бленхеймы».
Линейка истребителей С. 200 из 76-й эскадрильи 7-й группы 54 Stormo, Пантеллерия, весна 1942 г. В это время эскадрильей командовал напитано Калистри (три личных победы), позже эскадрилью принял напитано Висконти, который в период службы в этом подразделении сбил свои первые шесть самолетов.