Ознакомительная версия. Доступно 21 страниц из 105
Ответный удар немцы нанесли с помощью люфтваффе. Особенно успешным оказался налет на порт Бари ночью 2 декабря 1943 г., когда в результате взрыва транспорта с боеприпасами затонуло или сгорело не менее 16 транспортов союзников.
АНЦИО-НЕТТУНО
Английский премьер-министр Черчилль, очевидно обеспокоенный растущими успехами русских на Восточном фронте, что угрожало переходом к ним контроля над всей Центральной Европой, стремился ускорить темпы наступления в Италии, чтобы переключиться на Балканы. Поскольку большую часть десантных средств необходимо было не позже февраля 1944 г. отправить в Англию для участия в Нормандской операции, в январе была сделана попытка высадить две дивизии союзников в небольшом порту Анцио к югу от Рима с целью разгрома правофланговой группировки немцев. Войска были сняты с фронта и сосредоточены в нескольких небольших гаванях около Неаполя. Десант союзников, высаженный, как и планировалось, 22 января, столкнулся с незначительным сопротивлением, чему способствовала демонстрация ложной высадки севернее в районе Чивитавеккья. У противника, однако, не просматривалось желания вести активные маневренные действия, и две дивизии увязли на плацдарме, и течение четырех месяцев их нужно было снабжать всем необходимым через небольшой порт и необорудованный берег. В результате ударов с воздуха здесь погиб английский крейсер «Спартан», а также много транспортов и малых кораблей, а крейсер «Пенелопа» был потоплен подводной лодкой. Англичане при разгрузке сажали крупные транспорты днищем на дно, чтобы они не затонули при бомбежках. Когда разгрузка завершалась, они подвсплывали и снимались с мели. Интенсивные немецкие атаки, начатые из-за вмешательства Гитлера слишком поспешно и в неподходящую погоду, были отбиты огнем кораблей артиллерийской поддержки союзников, и попытка ликвидировать плацдарм потерпела неудачу. Только в мае 1944 г. мощным и отлично обеспеченным всем необходимым армиям англо-американцев удалось прорвать немецкую линию Густава, пересекавшую наиболее узкую часть Апеннинского полуострова. К тому времени Италия уже стала второстепенным театром военных действий[106], и союзникам пришлось действовать без поддержки большого флота десантных средств. Поэтому дальнейший захват итальянского «сапога» проходил как обычная сухопутная кампания.
В ходе итальянской кампании немцы использовали ряд небольших французских и итальянских кораблей, в основном торпедных катеров, сторожевиков и тральщиков, которые ставили мины и эскортировали малые каботажные суда, обеспечивавшие перевозки грузов для фронта. Со временем большая часть этих судов была уничтожена превосходящими военно-воздушными силами противника. Бои в прибрежных водах характеризовались многочисленными боевыми схватками, которые, однако, выходят за рамки настоящего повествования.
МЕТОДЫ ВЫСАДКИ ДЕСАНТОВ И ЗАВОЕВАНИЯ ОБШИРНЫХ ОКЕАНСКИХ ПРОСТРАНСТВ
И в Атлантике, и на Тихом океане союзники учли опыт почти одновременно проведенных десантных операций в Дьеппе и на Гуадалканале, чтобы выработать наиболее эффективные способы решения сложнейшей задачи – осуществления десантирования на суше в кратчайшие сроки и на необорудованный берег. Тем не менее быстрый захват по крайней мере одного подходящего порта всегда оставался крайне желательным.
В предыдущие войны для высадки первой волны десанта всегда хватало корабельных шлюпок, но с ростом мощи оружия нападения и обороны этот способ уже не отвечал новым требованиям. Следующим шагом было создание десантного корабля, способного утыкаться прямо в берег, а затем сниматься с него и отходить в море. Находившиеся на них войска или машины выгружались с помощью аппарели прямо на берег или на отмель. Очередной шаг – это создание легких плавающих танков и грузовых амфибий, способных передвигаться по суше и воде.
С целью противодействия высадке таких десантов японцы и немцы стали строить подводные препятствия, тогда как нападавшая сторона использовала водолазов и специальные подрывные группы для их разрушения. Изучение участка высадки перед десантированием превратилось в настоящее искусство. Аэрофотосъемка, разведка с подводных лодок, использование водолазов обеспечивали необходимые данные. Тем временем постоянно совершенствовались способы огневой поддержки десантов за счет авиационных бомбежек и штурмовок, ракетных и артиллерийских ударов с кораблей. Результаты были удачными, потому что все эти средства управлялись из единого центра; более того, у американцев корабли, самолеты и обычно первая волна десанта также находились под единым командованием. Задача истребительной авиации заключалась в прикрытии своих сил от авиации противника, а в идеале – в ее уничтожении. Ракетные корабли предназначались для общей дезорганизации обороны. Выяснилось, что авиабомбы сбрасывались недостаточно точно, чтобы гарантированно подавлять опорные пункты береговой обороны. Для этой цели более эффективным было использование тяжелых корабельных орудий, и именно здесь старые линкоры оказались особенно полезными. Истребители и бомбардировщики авиации морской пехоты, действовавшие с эскортных авианосцев, обеспечивали прекрасное обслуживание в тесном взаимодействии с ударными силами десанта и добивались впечатляющих успехов. Методы десантирования совершенствовались у американцев с каждой новой операцией и ни разу не дали серьезных осечек.
В Тихоокеанском регионе проблема десантирования усложнялась огромными расстояниями. Перед войной ни один флотский авторитет ни в одной стране не мог себе представить, что всего за несколько лет американцы смогут подчинить себе весь Тихий океан и обеспечивать действия многочисленного флота в его западной части. Американцы и сами не прогнозировали такой ход событий, но, когда настало время, они оказались вполне подготовленными к вышеупомянутой миссии. В то время как для операций в Атлантике имелись отличные базы по обе стороны океана, на все тихоокеанские архипелаги приходились одна база в гавани Пёрл-Харбор на Гавайях и другая – далеко на юге в Сиднее (Австралия). Следовательно, первая задача американцев состояла в том, чтобы создать несколько баз на коммуникации от западного побережья США до Австралии. Выбор пал на острова Самоа, Фиджи и Новая Каледония. Кроме того, была создана мощная структура на Эспириту-Санто на Новых Гебридах, и со времени боев за Гуадалканал до 1944 г. она оказалась весьма ценной в качестве передовой базы.
Сражение за Гуадалканал показало, насколько острой была потребность в координации планирования в области стратегии, оперативного искусства и материально-технического обеспечения. Было признано, что традиционная организация американского военно-морского флота, которая создавалась в течение многих лет, не соответствовала новым условиям в Тихом океане. В типично американской манере гражданской фирме, занимавшейся вопросами совершенствования эффективности в области бизнеса, было поручено изучить работу высших звеньев руководства ВМС флота и рекомендации по ее улучшению. Результаты оказались успешными. Особенно существенным было то, что фирма выступила против создания объединенного штаба для стратегического и тылового планирования. Штаб планирования тыла функционировал лучше всего тогда, когда он находился между производителями продукции, стратегическим управлением, фронтовыми штабами и потребителями и был полностью и своевременно информирован об их специфических требованиях.
Ознакомительная версия. Доступно 21 страниц из 105