Успешные действия немецких торпедных катеров, и прежде всего 3-й флотилии торпедных катеров, сковывали активность советских эскадренных миноносцев в Рижском заливе. Несмотря на это, большинство торпедных катеров уже осенью было отведено на Запад, таким образом, русским не мешали снабжать и эвакуировать Ханко. 7 старых небольших финских торпедных катеров, имевшихся в распоряжении в 1941 г., можно было использовать только при особо благоприятных обстоятельствах. Наряду с разведывательными походами между Гогландом и Хельсинки, финские торпедные катера, имеющие пункт базирования на о. Пеллинг, выполнили также следующие операции:
6 июля — 2 торпедных катера атаковали 3 парусно-моторных судна глубинными бомбами; одно судно при этом было потоплено[30].
9 июля — охранение группы Целлариуса на переходе в Эстонию; на пути катера вступили в огневой бой с советским конвоем[31].
13-14 июля — новая попытка высадить диверсионную партию в Эстонии; помешал эскадренный миноносец «Артем», торпедные катера были вынуждены отойти под прикрытием дымовой завесы.
19-20 июля — некоторые торпедные катера наткнулись в районе о. Пеллинг — Калбода на советский эскадренный миноносец класса «Г», который нанес повреждения торпедному катеру «Винха», однако после того, как «Сюексю» выпустил по нему торпеду, он был вынужден повернуть назад, после чего оказалось возможным отбуксировать «Винху»[32].
29 августа — 4 дополнительно вооруженных торпедами финских дозорных катера потопили в районе заграждений «Юминда» парусно-моторное судно, нагруженное боеприпасами, и захватили 2 других судна[33].
1 сентября — финские торпедные катера торпедировали в районе Койвисто советский пароход тоннажем 2000 брт[34].
22 сентября — торпедный катер «Сюексю» потопил восточнее Гогланда советский тральщик[35].
1-2 октября — торпедные катера «Сису» и «Вуоли» потопили в районе Гогланда 2 советских тральщика[36].
В восточной части Финского залива не использовались излишне мощные немецкие подводные лодки и торпедные катера. Использование бухты Усть-Луги из-за недостатка сооружений не могло быть осуществлено.
Атаки торпедными катерами Кронштадта, которые так успешно были проведены англичанами в 1919 г., в 1941-м не могли быть ни запланированы, ни проведены.
Хотя крейсера и линейные корабли советского флота до сих пор были очень пассивны, командующий флотом, воспользовавшись совещанием в штабе фюрера, состоявшимся 9 июля 1941 г., потребовал, чтобы шведы немедленно отдали интернированные советские корабли.
15 сентября штаб руководства войной на море счел возможность прорыва советского флота на запад маловероятной, однако, несмотря на это, слухам поверили и 20 сентября был отдан приказ о создании так называемого Балтийского флота. Под командованием командующего линейными кораблями вице-адмирала Цилиакса «Тирпиц», «Адмирал Шеер», «Кёльн» и «Нюрнберг» с эскадренными миноносцами «Z 25», «Z 26», «Z 27», 2-й флотилией миноносцев (в составе 5 миноносцев) и 3-й флотилией торпедных катеров вышли по направлению к Аландским шхерам. После этого южная группа в составе «Эмдена», «Лейпцига» и нескольких торпедных катеров была передислоцирована в Лиепаю. Обе группы 23 сентября вышли из Свинемюнде, без всяких столкновений прибыли к указанным пунктам и заняли выжидательные позиции. Так как авиация 22 сентября вывела из строя линейный ко-рабль «Петропавловск», а советский флот так и не дал повода думать, что он хочет прорваться, чтобы оказать помощь находящимся в тяжелом положении русским частям на о. Сарема или интернироваться в Швеции, то концентрация немецких сил оказалась излишней. Поэтому «Тирпиц» и «Адмирал Шеер» с 2 миноносцами и 5 торпедными катерами уже 25 сентября вернулись в Лиепаю. 27 сентября Гитлер также пришел к выводу, что советский флот не предпримет активной попытки прорваться, так что оставшиеся боевые единицы северной группы — «Нюрнберг», «Кёльн» и 3 эскадренных миноносца вместе с несколькими торпедными катерами — были также отозваны обратно в Готенхафен. Южная группа между тем получила приказ поддерживать сухопутные войска на островах Сарема и Хиума. Передислокация мощных кораблей «Тирпиц» и «Адмирал Шеер» к Аландским островам была очень рискованным делом, т. к. все же могло случиться, что случайный подрыв на мине, попадание бомбы или торпеды могли на долгое время вывести из строя боевые единицы, составлявшие костяк германского флота.
Немецкая авиация иногда также использовалась в Балтийском море против советских кораблей. Правда, 1-й воздушный флот мог выделить для этой цели лишь малочисленные соединения. В распоряжении авиационного командования «Балтийское море» находилась морская разведывательная группа SAGr 125, имевшая на вооружении самолеты «Не-60», а также по одной эскадрилье «Аг-158» и «Ar-95», которые в ходе продвижения через Латвию и Эстонию были перебазированы в Финляндию и, наряду с ведением разведки, выполняли также небольшие боевые задания. Вскоре после этого ему были подчинены еще 806-я береговая авиационная группа, части 1-й бомбардировочной эскадры и 54-й истребительной эскадры. Только до 31 августа немецкие самолеты сообщили о том, что во время 1775 вылетов ими были потоплены 5 эскадренных миноносцев, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль, 2 торпедных катера и одно судно, а также торговые суда общим тоннажем 66 000 брт. Еще 34 военных корабля и суда общим тоннажем приблизительно 150 000 брт получили повреждения в Рижском заливе. Часто при этом имели место воздушные бои с советскими летающими лодками и Rata-истребителями[37]. При этом было сбито 46 советских самолетов и 12 уничтожено на земле; в результате действий противника немцы потеряли 10 самолетов.
Особенно действенными оказались налеты 7 «Ju-88» 2-й эскадрильи 77-й бомбардировочной эскадры с 25 по 28 августа 1941 г. на советские корабли в районе заграждений «Юминда». Эскадрилья должна была вначале атаковать цели в канале им. Сталина, но не могла выполнить эту задачу из-за плохой погоды и по срочному решению командующего миноносцами, который взял всю ответственность на себя, чтобы избежать задержки в инстанциях, ей было дано задание атаковать корабли. Вслед за этим в сентябре имели место интенсивные воздушные налеты на советский флот в районе Кронштадта, огонь которого мешал продвижению немецких частей. Первые бомбардировки 500-кг бомбами не принесли успехов. Лишь после того, как 21 сентября прибыли 1000-кг бомбы, удалось нанести тяжелые повреждения линейному кораблю «Петропавловск», крейсеру «Максим Горький» и нескольким эскадренным миноносцам. Линкор «Октябрьская революция» получил несколько более легкие повреждения; в него попала 1000-кг бомба, которая, однако, не взорвалась. Уже 2 октября немецкая авиация прекратила свои налеты на Кронштадт[38].