Но военное счастье ещё раз улыбнулось России. В ночь на 1 мая минный транспорт "Амур" вышел на минную поставку. Как указал в рапорте командовавший им капитан 2-го ранга П.Ф. Иванов, видя временное отсутствие дозорных японских кораблей, он решился осуществить минную постановку гораздо дальше, чем это делалось обычно — в 11 милях к юго-востоку от входа в порт-артурскую гавань. Непосредственное прикрытие этой минной постановки вели "Внимательный" и "Выносливый".
Проведенная "Амуром" минная постановка стала самой успешной операцией русского флота за всю эту "странную войну". Утром 2 мая на виду всего ликующего Порт-Артура японские корабли оказались на минном заграждении и броненосец "Яшима" затонул в течение нескольких минут, а имеющий большой крен "Хатсусе" на буксире медленно повели от русского берега. О его гибели на переходе к базе стало известно только после войны.
Эта победа оказалась совершенно нежданной и для русской эскадры. Прошло бесценное время, прежде чем эсминцы смогли выйти из гавани для атаки. В 13 ч 00 мин на внешний рейд вышли все 16 истребителей обоих миноносных отрядов. Первым отрядом командовал его новый начальник капитан 2 ранга Е. П. Елисеев (брейд-вымпел на "Боевом"). Поведя атаку, русские эсминцы попытались приблизится к отступающему противнику на торпедный выстрел, но момент был уже упущен: атакующие были встречены огнем с крейсеров "Касаги" и "Такасаго" и повернули назад.
Японцы погнались за ними, обстреливая их с большой дистанции, пока в дело не вступили русские береговые батареи. Противники разошлись не добившись попаданий. Лишь во "Внимательный" и "Бесстрашный" угодило несколько осколков, не нанесших им никакого вреда. Но очередной душевный подъём, вызванный (последней, как оказалось) серьёзной русской победой быстро иссяк и "странная война" снова вернулась в прежнее пораженческое русло.
Телеграммы командующих флотом Тихого океана наместнику его императорского величества
от 29 февраля 1904 г. № 128
При схватке наших миноносцев с неприятельскими, в ночь на 26 февраля, начальник первого отряда капитан 1 ранга Матусевич легко ранен; на миноносце "Выносливый”, мичман Заев ранен тяжело, помощник старшего инженер- механика Блинов получил ожоги рук, нижних чинов: убито 1, тяжело ранено 4, легко 5; на миноносце "Властный”, мичман Александров ранен легко, нижних чинов: убито 1, тяжело ранено 2, легко 3; на миноносце "Решительный”, нижних чинов тяжело ранено 1, легко 1; на утопленном миноносце "Стерегущий”, под командой лейтенанта Сергеева 2-го, были лейтенант Головизнин 2-й, мичман Кудревич, младший инженер-механик Анастасов и 54 нижних чина; на "Решительном” — легко ранен 1.
Вице — адмирал Макаров
от 2 марта 1904 г. № 153
Разобрав подробно донесения начальника первого отряда миноносцев капитана 1 ранга Матусевича и командиров, бывших с ним в деле в ночь на 26 февраля, миноносцев — ”Выносливый”, ”Властный”, ”Внимательный” и ”Бесстрашный”, осмотрев пробоины и опросив офицеров и команду, пришел к заключению, что дело это было молодецкое. Командиры, офицеры и команды работали со знанием дела и хладнокровием, исправив в самый короткий срок повреждения, в паровых трубах, рулевых приводах и других жизненных частях. В этом случае инженер- механик Блинов с обожженными руками и лицом не останавливался в работе до самого входа в гавань. А посему сегодня, именем его императорского величества, наградил по представлениям командиров знаками отличия Военного ордена четвертой степени отличившихся нижних чинов в следующем числе: миноносца ”Выносливый” — 21 крест, "Властный” — 20 крестов, "Внимательный” — 10 крестов, "Бесстрашный” — 10 крестов. О командирах и офицерах вхожу с представлением, к которому приложу подлинные донесения.
Вице-адмирал Макаров
Рапорт младшего флагмана эскадры контр-адмирала князя Ухтомского командующему флотом Тихого океана
1 марта 1904 г. № 104
Во исполнение словесного приказания вашего превосходительства, доношу, что в дополнение рапорта капитана 1 ранга Матусевича от 29 минувшего февраля за № 124, из рассмотрения всех донесений и из личного расспроса командиров миноносцев мною выяснено следующее: 26 февраля в начале 3-го часа ночи, отряд миноносцев: ”Выносливый”, ”Внимательный”, ”Властный” и "Бесстрашный”, под командой заведующего миноносцами капитана 1 ранга Матусевича, находившегося на головном миноносце ”Выносливый”, вышел в море для исполнения поручения, согласно инструкции вашего превосходительства. Следуя по рейду сомкнутым кильватерным строем, отряд заметил несколько вспыхивающих огоньков, осмотрел их и, убедивших их безопасности, направился к Ляотишану.
В исходе 4-го часа по направлению к югу от Ляотишанского маяка, увидели огни; по словам командиров это были сигнальные вспышки, которые поочередно появлялись в нескольких направлениях, и на правом фланге этих огонь ков был замечен зеленый, а несколько левее красный огонь. Остальные огни все были левее.
Капитан 1 ранга Матусевич, убедившись, что это были огни неприятельских миноносцев, сделал условный знак фонарем Ла-Ратьера: "Вижу неприятеля слева” и "атаковать неприятеля”.
По этому сигналу, все четыре миноносца повернули на неприятеля и дали полный ход. Головной миноносец "Выносливый” направился на фланговый миноносец, имевший зеленый огонь, а "Властный” — на следующий, имевший красный огонь.
Наши миноносцы, находясь на расстоянии 8-10 кабельтовое, первые открыли огонь по неприятелю, по-видимому, для него неожиданный. Завязался горячий бой, продолжавшийся около 20 минут, подробно описанный в донесении капитана 1 ранга Матусевича и командиров миноносцев, из которых видно, что на долю наших двух головных миноносцев выпало наиболее деятельное участие. Эти миноносцы в самом начале боя имели значительные повреждения: "Выносливый”, с первых же выстрелов, имел повреждения в машине, а "Властный” — рулевого привода, причем руль был временно задержан в положении — "лево руля”. В таком состоянии оба миноносца маневрировали между неприятельскими судами, число которых было не менее четырех, а по мнению лейтенанта Карцева — не менее шести, отстреливаясь по временам с обоих бортов и стараясь все время сближаться с неприятелем и, по возможности, таранить его. В одном из таких моментов боя с миноносца "Властный”, распоряжением судового механика инженер-механика Воробьева, заменившего раненого офицера мичмана Александрова, были выпущены две мины из двух бортовых аппаратов. Одна из этих двух мин взорвала неприятельский миноносец; это был 4-х трубный миноносец типа "Бойкий”, но больше его.
Имея раненых и убитых офицеров и нижних чинов и значительные повреждения корпуса и машины, а также пожар, на "Выносливом” офицеры и команда сами заменяли выбывающих из строя товарищей и вели бой до тех пор, пока неприятель не удалился.
Оба концевых миноносца ”Внимательный” и ”Бесстрашный”, также по сигналу капитана 1 ранга Матусевича, полным ходом бросились на неприятеля, но на их долю выпало вести бой с более далекого расстояния, и они меньше других пострадали, так как неприятель, по-видимому, направил все свои силы на два головных миноносца ”Выносливый” и ”Властный”.