Броненосец «Галена» построили в Мистике, шт. Коннектикут, машины поставило предприятие из г. Нью-Йорк. Корабль был вооружен шестью пушками, которые стреляли через широкие порты в обоих бортах каземата. Толщина железной обшивки каземата составляла 2,35 дюйма, однако железная броня не имела деревянной подкладки достойной толщины. Железная обшивка представляла собой уложенные вперехлест полосы железа. Такая броня защищала от настильной стрельбы, но была уязвима при навесном обстреле, что и показал первый бой броненосца — участие в обстреле береговых батарей конфедератов в Дрюриз Блафф на Джэймсовой реке 15 мая 1862 г. В том бою корабль получил тяжелые повреждения.
После первого боя с «Галены» частично сняли железную броню, переквалифицировав корабль в деревянную канонерскую лодку.
Броненосец «Кикук» являлся бронированной канонерской лодкой, проект которой разработал Чарльз У. Уитни, финансовый партнер Джона Эрикссона. Проект Уитни флот поддержал еще в апреле 1861 г. Корпус имел высокие разваленные борта, на палубе имелось два небольших каземата, предназначенных для установки в них орудийных турелей. В каждом каземате предусматривался монтаж одной 11-дюймовой гладкоствольной пушки Дальгрена на станке кругового вращения, однако пушки вели огонь через прорезанные в стенках каземата порты. Между казематами находился бронированный ходовой мостик. Проект Уитни отклонили, но после боя на Хэмптонском рейде конструктору удалось заключить контракт на постройку броненосца. «Кикук» был построен на заводе Андерхилл Ярд в Нью-Йорке. Корабль получился очень дорогим со слабой бронезащитой, не способной противостоять снарядам пушек южан. После того как в бою броненосец получил более 90 прямых попаданий, в том числе 14 ниже ватерлинии. экипаж не смог удержать корабль на плаву. Он утонул.
Броненосцы типа «Пассаик»
Через неделю после происшествия на Хэмптонском рейде Конгресс одобрил выделение фондов на постройку серии из десяти броненосцев нового типа, десять усовершенствованных «Мониторов». Проект усовершенствованного «Монитора» Джон Эрикссон разработала когда еше не была окончена постройка первого «Монитора». Эти броненосцы назвали мониторами, без кавычек п без большой буквы — так появился новый класс кораблей. Серию же стали называть по имени первого монитора в серии — типа «Пассаик». Исходный проект Эрикссона пересмотрели самым кардинальным образом. Броненосцы типа «Пассаик», по большому счету, спроектированы уже не Эрикссоном, а шефом Бюбро конструирования и ремонта Джэймсом Лентхэллом. В своем проекте Лентхэлл предусмотрел использование более совершенных по сравнению с башней Эрикссона башен британского конструктора Кольза. Проект Лентхэлла очевидно был более совершен, чем проект Эрикссона. Однако за последним уже стояла Слава Победителя на Хэмптонском Рейде, а главное — финансовые маг наты, лоббировавшие проект. Эрикссон и Лентхэлл вдрызг разругались, после чего отношения между этими двумя достойными мужами совершенно испортились, а писатель Сэм Клеменс (псевдоним «Марк Твен») даже начал писать повесть «О том, как поссорились Джэймс и Джонни». Контраст на постройку серии броненосцев выиграл Лентхэлл.
Рапорты офицеров «Монитора» о сражении при Хэмптоне тщательно изучили люди из штаба флота и сам Эрикссон. После анализа рапортов было принято решение вести изменения в проект усовершенствованного монитора.
Монитор «Чикосао» типа «Милуоки» в дою с броненосцем южан «Теннеси», заключительная стадия дела в Мобил-Бэй, август 1864 г. Мониторы тина «Милуоки» проектировались в расчете на использование в бассейне реки Миссисипи, но два таких корабля действовали в прибрежных морских водах, в частности в Мобил-Бэй.
Мощные двухбашенные мониторы «Миаптономо» (слева) и «Террор» (справа, бывший «Агаментикус») сфотографированы на якорной стоянке в Портленде, шт. Мэйн, в 1870 г. Корабли были спущены на воду в 1862 г., но вошли в строй уже после окончания Гражданской войны.
Длину кораблей увеличили до 200 футов. а ширину по миделю до 46 футов, отчего корабли стали более устойчивыми на плаву, по сравнению с оригинальным «Монитором», но сохранили небольшую осадку первого корабля данного класса. Для улучшения мореходности (точнее «рекоходности») увеличили удлинение корпуса, сделав обводы носовой части более острыми, борг в носовой части корпуса приподняли над водой для уменьшения заливаемости палубы водой при полных ходах или волнении. Самым важным уроком, извлеченным из боя с «Вирджинией» стал перенос ходового мостика на крышу башни, откуда командиру было проще оценивать ситуацию и управлять кораблем. Башня разработана под установку двух 15-дюймовых пушек Дальгрена, но из-за нехватки этих пушек броненосцы типа «Пассаик» вооружались также и 11-дюймовыми гладкоствольными пушками. В целом же мониторы типа «Пассаик» представляли очень широкий шаг вперед по дороге прогресса по сравнению с прародителем «Монитором».
Увы, новые корабли сохранили врожденный недостаток «Монитора» — ограниченность назначения. Они предназначались для сражений с броненосцами противника, но никак не для разрушения береговых фортификационных сооружений — тонкая броня палубы оставалась крайне уязвимой для навесного огня. Кроме того, машины системы Эрикссона не обладали необходимой для столь крупных и тяжелых кораблей мощностью, из-за чего скорость полного хода «Пассаика» не превышала 6 узлов.
Бомбардировка форта Самтер, 1863 г.
7 апреля 1863 г. адмирал Дюпон повел флот броненосных кораблей Соединенных Штатов на бомбардировку форта Самтер, блокировавшего центральный фарватер, ведущий в порт. В распоряжении Дюпона имелось девять броненосцев: флагманский «Нью Айронсайдз», сень мониторов типа «Пассаик» («Уихаукен», «Пассаик», «Монтаук», «Патапско», «Кэтскилл», «Нантаккет», «Наханд») и уникальный «Кикук». Адмирал выстроил свои корабли в кильватерную колонну, поместив флагман в центр. Головным шел «Уихаукен», которым командовал кэптен Джон Роджерс. Роджерс держал курс на север по главному фарватеру и приблизился к форту Самтер на 500 ярдов, прежде чем в 2 ч 30 мин. полполудни пушки форта открыли огонь. В этот момент Роджерс обнаружил препятствие, которое оказалось заграждением из шестовых мин. Кэптен затормозил свой корабль. Бомбардировка форта продолжалась три часа, после чего адмирал приказал начать отход. Пушки фортов Самтер и Моултри добились 439 попаданий в броненосцы северян, почти потопив монитор «Кикук». Флагман адмирала Дюпона получил 93 прямых попадания. Однако потерю в людях флот понес несущественный: один моряк погиб, а 22 получит ранения. В целом же бомбардировка форта броненосцами успехом не увенчалась.