Ознакомительная версия. Доступно 21 страниц из 102
– Теперь нам предстоит держаться здесь одним, будучи усиленными лишь 8-м и 9-м егерскими батальонами. Сегодня в ночь мы отойдем еще на пять километров. Господа, нам предстоит как следует поработать, если мы хотим это проделать, – разъяснил Калер.
Тут же последовал приказ:
«Новая линия обороны проходит севернее селения Самодуровка. Командный пункт – у северного склона оврага за Заборовкой. Томсон, вам предстоит подготовить перемещение КП!»
Как зачастую и раньше, 33-й мотопехотный полк прикрывал отход своих товарищей.
В сгустившейся темноте ночи полк возвратился назад по 60-тонному мосту, переброшенному через глубокий овраг у Самодуровки. Конопляные, пшеничные, подсолнечниковые и гречишные поля скрыли его. Лишь на следующее утро майор Калер увидел приближающихся русских. Ему удалось отвести полк на новые позиции без каких-либо потерь.
Теперь к позициям полка приближались танки и русские самолеты-штурмовики. Но лишь ближе к вечеру русские плотными массами стали перебираться через широкий овраг. Тогда заговорила германская артиллерия. Полевые орудия и минометы обрушили на врага ураган огня, уничтожив еще только изготовившиеся к наступлению силы.
С этого рубежа майору Калеру пришлось отвести свою боевую группу еще на двенадцать километров к местечку Подолян. Всего до 16 июля он осуществил четыре таких отхода. Не изменяющее ему спокойствие, отдаваемые им четкие приказы и необычайная храбрость позволяли даже в самые тяжелые минуты боев всегда оставаться хозяином положения. Несмотря на ранение осколком снаряда в лоб, он остался в строю и продолжал командовать своим полком. 16 июля, когда русские снова пошли в наступление крупными силами танков, он, как и много раз до этого, снова был во главе своих мотопехотинцев, воодушевляя их личным примером. В тот день он бросил в бой последние резервы полка. Поэтому ему и удалось ликвидировать прорыв линии обороны и отбросить назад уже ворвавшегося в траншеи противника.
Поскольку командование дивизии не могло выделить ему никаких дополнительных резервов, и он, принимая решения, должен был исходить только из своих собственных сил, в заслугу ему было поставлено то, что он смог отразить мощное наступление русских и ликвидировать проделанный неприятелем прорыв линии фронта. За этот успех в ходе операции «Цитадель» майор Калер 1 сентября 1943 года был досрочно произведен в подполковники.
18 июля Калер снова получил под свое командование свое старое 4-е танковое разведывательное отделение. 1-я рота саперного батальона под командованием обер-лейтенанта Берлица, батарея самоходных орудий капитана Винтерлинга и танковая рота, подчиненная лейтенанту Гзеллю, пополнили состав боевой группы Калера.
Боевая группа стянулась на аэродром юго-западнее Орла. Здесь она получила значительное подкрепление в виде восемнадцати 88-миллиметровых орудий 1-й моторизованной батареи «Зет» тяжелых противотанковых орудий и быстрым темпом двинулась в направление поселка Знаменское, находящегося в сорока километрах северо-западнее Орла, где ей предстояло доложить о своем прибытии на командном пункте 9-й танковой дивизии. 19 июля соединение слилось с боевой группой Шмаля – 9-м танковым разведывательным отделением под командованием полковника Шмаля.
Майор Калер со своими бойцами двинулся из Шестакова на селения Качейково, Зуевка и Низина и овладел также высотой 233,3 неподалеку от селения Мымрино. Это стало совершенной неожиданностью для противника, который был захвачен врасплох.
Когда неприятель в ночь на 21 июля атаковал силами двух танков, майор Калер сразу же приказал поставить минное заграждение. В ходе сражения 5-й роты за высоту 233,3 был тяжело ранен обер-лейтенант Вайднер. Через некоторое время он умер. Командование 5-й ротой принял на себя обер-лейтенант Лютер, который 23 июля был вынужден отдать приказ об отходе. Лейтенант Заксе обеспечил этот отход, отрезав наступающих русских огнем двух 88-миллиметровых зениток[47]на самоходном шасси и полевых орудий.
24 июля майор Калер на своем КП вручал Железные кресты своим мотопехотинцам. Днем позже боевая группа уже двигалась форсированным маршем к месту нового прорыва под Карачевом. 26 июля боевая группа наступала в направлении Пирятинки, которую незадолго до этого обработали пикирующие бомбардировщики. Вскоре селение было занято. Но некоторое время спустя наступление захлебнулось в лесу под Варками.
Майор Калер обосновался в Пирятинке. Здесь на следующее утро ему пришлось пережить на своем КП огневой удар «сталинских органов». Один из их реактивных снарядов попал прямо в командный пункт. Погибли фельдфебель Моттен и обер-лейтенант Хаас. Фельдфебель Майстер был тяжело ранен. Сам майор Калер остался невредим. В ходе последующего обстрела осколком снаряда лейтенант Заксе был ранен в правое плечо.
Майор Калер и его солдаты сражались в районе сел Красное и Пачар до 6 августа 1943 года. У Красной Рощи им удалось ликвидировать еще один прорыв неприятеля, а 6 августа они отразили многочисленные попытки прорыва пехотных подразделений противника. После этого Калер получил приказ о своем переназначении. Ему предстояло принять командование 5-м мотопехотным полком 12-й танковой дивизии.
Эта новая должность была много выше его воинского звания.
Ханс Иоахим Калер родился 21 марта 1908 года в городе Мёрхингене в имперской земле Эльзас-Лотарингия в семье полковника.
После сдачи экзамена на аттестат зрелости в реальной гимназии Ганновера он начинает службу в качестве фанен-юнкера 41-го кавалерийского полка в городе Людвиглюст. 1 апреля 1932 года он становится лейтенантом и командиром эскадрона, в 1934 году – обер-лейтенантом и адъютантом командира полка. К этому времени начинает складываться его карьера в качестве наездника. Вскоре он считается одним из лучших наездников в скачках среди германских офицеров. Он участвовал во всех известных скачках на родине, одерживал победы и занимал призовые места, хотя ему случалось переживать и тяжелые поражения. В 1938 году Калер получает звание ротмистра.
Войну он встретил в качестве командира передового отряда 14-го кавалерийского полка. 3 июля 1940 года во Франции он получил Железный крест 2-го класса. В январе 1941 года он стал адъютантом командира 12-й танковой дивизии и 3 сентября, будучи командиром 1-го истребительно-противотанкового отделения 12-й танковой дивизии, был награжден Железным крестом 1-го класса.
После своего производства в майоры 1 января 1942 года Калер получил новое назначение. Он стал командиром 34-го стрелково-мотоциклетного батальона 4-й танковой дивизии, который позднее был переименован в 4-е танковое разведывательное подразделение.
С этим батальоном 4-й танковой дивизии в течение 1942 года майор Калер участвовал во многих сражениях, находясь при этом на самых горячих участках.
Ознакомительная версия. Доступно 21 страниц из 102