и похоронен по собственному желанию на православном кладбище.
За год до смерти он тихо отпраздновал свою золотую свадьбу с той самой девицей Марией Аксеновой, которая некогда ему посылала провизию на поход и обещала молиться за него. Матушка моя ненамного пережила отца и похоронена в Тифлисе.
Михаил Рукевич.
1912 г. Екатеринодар.
Текст воспроизведен по изданию: Из воспоминаний старого эриванца // Исторический вестник, № № 8-12. 1914
Приложения
Восточная война 1853–1856 гг. на Кавказском фронте
К началу кампании 1854 года Действовавший корпус был усилен подошедшей из России 18-й пехотной дивизией. Его главную массу, таким образом, составляли «резервные» войска из внутренней России. Коренные кавказские войска по большей части были заняты борьбой с горцами и поддержанием порядка в крае. В действовавших силах, помимо 13-й и 18-й пехотных дивизий, была Кавказская гренадерская бригада и отдельные полки и батальоны 19-й, 20-й и 21-й пехотных дивизий.
Было составлено три отряда. Александропольский – Бебутова насчитывал 22000 бойцов и 74 орудия, Ахалцыхский– Андронникова доведен до 14000 при 24 орудиях и вновь сформированный Эриванский – барона Врангеля – 5000 человек с 12 орудиями. Всего 41000 при 110 орудиях – третья часть всех числившихся по росписи на Кавказе сил. Турецкая армия, превышавшая 100000, в главных своих силах – у Карса – насчитывала 60000 человек при 84 орудиях.
В двадцатых числах мая турки открыли кампанию. Гассан-бей с сильным отрядом вторгся в Абхазию, намереваясь «напиться кофе в Марани и плотно поужинать в Кутаисе». Этим гастрономическим мечтаниям не суждено было осуществиться. При Нигоети отряд Гассана был атакован авангардом Ахалцыхского отряда генерала князя Эрнстова и совершенно разгромлен. У князя Эрнстова было 3000 человек с 4 орудиями против 12000 Гассана. Турок перебито до 2000 и взято 2 орудия. Гассан убит. Наш урон– 600 человек. Остатки бежали к Озургетам, где турки успели тем временем сосредоточить корпус Селима-паши (34000 человек и 13 орудий). Князь Андронников, имея всего 10000 человек и 18 орудий, пошел на Озургеты и 4 июня в сражении у Чолока наголову разбил Селима, рассеяв весь его корпус. При Чолоке перебито 4000 турок, взято 36 знамен и значков и все 13 неприятельских орудий. Милиция, составлявшая примерно половину неприятельского корпуса, разбежалась. Мы потеряли до 1500 человек.
После Ахалцыхского отряда настал черед отличиться войскам левого фланга – Эриванскому отряду барона Врангеля. В первых числах июля 16000 турок вышло из Баязета, чтобы его атаковать, но Врангель сам поспешил им навстречу, форсируя марш в палящий зной, и 17 июля на Чингильских высотах, имея под рукою немногим более половины своего отряда, атаковал, уничтожил противника, гнал его по пятам и на третий день преследования, 19 июля, овладел их базой – Баязетом. После стремительного марша у Врангеля оказалось всего 2900 человек, с которыми он и атаковал Баязетский корпус (9000 пехоты и 7000 конницы, главным образом курдов). Наш урон – 405 человек. Турок перебито 2000, взято в плен 370, 23 значка и 4 орудия. Остатки турецкого корпуса, всего 2000, бежали к Вану.
Тем временем главные силы обеих сторон, Александропольский отряд князя Бебутова и Анатолийский корпус Куршид-паши (французский офицер Гюйон) оставались в бездействии друг против друга. Бебутов стремился выманить турок из их неприступной позиции у Хаджи-Вали на поле, разбить их и на плечах их ворваться в Карс.
Бездействие русских и затруднения с фуражом побудили Куршида решиться на атаку русского отряда, и 24 июля произошло самое упорное и жестокое сражение всей войны – сражение при Кюрюк-Дара. При Кюрюк-Дара турок было 57000 (из коих 30000 отличной пехоты – низама и арабистанцев с 78 орудиями. У нас не свыше 18000 человек (18-я дивизия была ослаблена лихорадками) и 74 орудия. Против каждого русского батальона был полк. Жестокое побоище шло с 4 часов утра до полудня. Турок легло 8000, в плен взято 2018 человек с 26 знаменами и значками и 15 орудиями. Наши потери– 3054 человека (599 убитых, 2455 раненых и контуженых). Разбитая турецкая армия отступила на Карс, но Бебутов, начальник, у которого решительность не переходила в запальчивость, не рискнул на штурм закавказской твердыни. Неравенство сил, несмотря на Кюрюк-Даринскую победу, было слишком значительно – турки превосходили нас еще втрое, осадной же артиллерии не было.
Остаток лета прошел в партизанских стычках. Потерпев полное поражение по всему фронту, турецкая армия никакой активности больше не проявляла. Чолок, Чингильские высоты и Кюрюк-Дара отчасти скрасили год Альмы и Инкермана.
А. А. Керсновский
История Русской армии. I 2
Сражение при Кюрюк-Дара 24-го июля 1854 г
С самого начала Карский или Анатолийский корпус занимал позицию на высотах у селения Хаджи-Вали, по большой дороге к Карсу в 43-х верстах от Александрополя. От Арзерума и других мест Анатолии подходили подкрепления. В июле месяце с прибытием арабистанской дивизии, составленной из лучшей пехоты Турецкой империи, число неприятельских войск достигло 60 тысяч при 78 орудиях.
А именно: 44 батальона низама или регулярной пехоты, 6 полков сувари или регулярной кавалерии и 78 орудий разных калибров и конструкций – пушек, единорогов, гаубиц. В батальоне по штату полагалось 1000 чел., но, вследствие огромной болезненности и смертности, налицо имелось не более 700 строевых; в кавалерийском полку по штату 1600 чел., налицо 1100 чел. Сверх того в Карском корпусе имелось 14000 башибузуков и курдов из Муша и Диарбекира.
Арабистанские батальоны под начальством Аслана-паши (графа Быстроновского) были лучше обучены, вооружены и одеты и к тому же меньше остальной пехоты изнурены болезнями. О недостатках сувари и преимуществах артиллерии турецкой было сказано. Но башибузуки, вообще турецкая иррегулярная конница не имела серьёзного боевого значения; в Малой Азии, как и на Дунае, она состояла из нестройных, дурно дисциплинированных масс, легко разбегающихся при неудаче. Для них цель войны был грабёж, они не выносили картечи нашей артиллерии и особенно боялись ракет. Для нашей же регулярной кавалерии и Линейных казаков эти нестройные толпы были вовсе не страшны, как это показало уже Баш-Кадыклярское сражение.
Бывшие при штабе турецкого главнокомандующего разноплеменные офицеры и генералы-ренегаты, считая себя знатоками военного искусства, вносили в турецкие войска раздоры, интриги и смуту.
Состав и силы Александропольского отряда князя Бебутова. Александропольский корпус, остававшийся в команде князя Бебутова, мог открыть наступательные действия, каковые ему предписывались, не ранее июня месяца 1854 года. Веете было собрано: 19 батальонов, 26 эскадронов и 26 сотен силою в 20 тысяч при 74 орудиях. Половину пехоты составляла испытанная гренадерская бригада при 24