Донесения воздушной разведки показывали, что японские войска оставили остров Иэ. В то же время на более поздних аэрофотоснимках начали появляться рвы, ямы и мины на взлетно-посадочных полосах, хотя по-прежнему солдат нигде не было видно. Офицеры разведывательного отдела 77-й дивизии были убеждены, что японцы пытаются ввести их в заблуждение. Так и оказалось: в десятках пещер на острове и в лабиринте туннелей на Иегусугу укрывались почти 7000 солдат и гражданских лиц. На склонах горы было множество пещер, которые японцы переоборудовали в трехэтажные бункеры, где установили пулеметы и даже противотанковые орудия калибра 37 и 47 мм. Городок Иэ тоже был превращен в настоящую крепость. Такая система обороны не предвещала солдатам 77-й американской дивизии ничего хорошего.
Оперативная обстановка в районе Окинавы, создавшаяся в середине апреля, не позволяла использовать все силы 77-й пехотной дивизии для захвата острова Иэ, так как 2-й батальон 305-го полка составлял гарнизон островов Керама, а 307-й пехотный полк находился в резерве 10-й армии.
В рамках подготовки к высадке десанта отдельные корабли 5-го флота и самолеты палубной авиации уже на протяжении довольно долгого времени наносили удары и обстреливали оборонные объекты противника на острове Иэ. Систематический обстрел острова начался 13 апреля. В нем принимали участие линкор «Texas», два крейсера и четыре эсминца. Ночью японские оборонительные позиции обстреливали шесть десантных ракетоносцев типа LSM(R). 13–15 апреля интенсивной бомбардировке подвергли японские позиции самолеты палубной авиации, которые сбросили на остров 25 тонн бомб и 830 ракет. На аэродроме были уничтожены два японских самолета.
Под прикрытием артиллерийского огня и ударов авиации группы аквалангистов приступили к разведке коралловых рифов, берегов и пляжей острова Иэ. Мин обнаружено не было. С юго-западной стороны натолкнулись на огонь японского автоматического оружия, но когда обследовали пляжи к югу от города Иэ, не грянул ни один выстрел. Майор Игава стремился внушить американцам мысль, что подходы к городку и горы остаются без защиты.
В ночь с 12-го на 13 апреля разведывательный десантный батальон овладел островом Минна. За исключением 30 перепуганных жителей, там никого не было. 15 апреля на этот остров высадилась артиллерия 77-й пехотной дивизии, готовая поддержать десант. В сжатые сроки был также построен полевой аэродром для трех самолетов корректировки артиллерийского огня.
Рано утром 16 апреля военные, десантные и транспортные корабли с войсками 77-й дивизии подняли якоря и под прикрытием дымовых завес двинулись в сторону острова Иэ. На рассвете началась и артиллерийская подготовка, которую вели орудия 2 линкоров, 4 крейсеров, 7 эсминцев и 27 десантных ракетоносцев. Последние стреляли ракетными снарядами калибра 127 мм и минометными снарядами 106,6 мм. У каждого корабля был свой сектор обстрела. В течение нескольких минут клубы дыма и пыли покрыли весь остров.
В 6.30 на воду были спущены плавающие танки, транспортеры и штурмовые лодки. Через полчаса плавающие танки пересекли исходную линию в 3100 метрах от берега, за ними шли транспортеры и штурмовые лодки с войсками. Погода была солнечной, а море исключительно спокойным. За 5 минут до начала десанта 16 самолетов-истребителей обстреляли участки высадки полков и сбросили напалмовые бомбы. Часть других истребителей и бомбардировщиков кружили над островом, готовые подавить противника, прикрыть десант и поддержать наступление с воздуха.
В 8.00 на южном берегу острова Иэ высадились подразделения 1-го и 3-го батальонов 305-го стрелкового полка. Артиллерия перенесла огонь в другое место. Солдаты быстро преодолели дюны и достигли прибрежной дороги. 1-й батальон 305-го полка направился на восток в сторону городка Иэ, однако вскоре натолкнулся там на обширное минное поле. И хотя мины были установлены в спешке и плохо замаскированы, они все же остановили продвижение танков и самоходных гаубиц калибра 105 мм. Поэтому наступающие шли пешком и очень осторожно.
Солдаты 306-го полка высадились в 8.07 на юго-западной оконечности острова. За три часа наступления пять батальонов 305-го и 306-го пехотных полков захватили плацдарм глубиной 1800 м. Во второй половине дня 306-й полк овладел аэродромом. К вечеру оба полка владели уже 2/3 территории острова. 306-й полк развернулся от северной окраины городка Иэ до северного побережья острова, а батальоны 305-го полка находились в 1000 метрах западнее этого городка.
Ночью с 16-го на 17 апреля японские солдаты осуществили контратаку на 3-й батальон 305-го полка. Опоясанные гранатами и мешками с взрывчаткой, они вторгались в расположение батальона и подрывали себя. Потери батальона были незначительными, в то время как японская сторона потеряла 135 солдат, а остальные отступили.
Утром 17 апреля артиллерия 77-й дивизии произвела артподготовку двумя гаубичными дивизионами, расположенными на острове Минна, и одним дивизионом, высадившимся на Иэ. Когда наступление возобновилось, было замечено, что сопротивление неприятеля возросло. К полудню 1-й батальон 305-го полка, наступавший вдоль южного побережья острова, продвинулся на 730 м, а 3-й батальон этого полка достиг восточной окраины города. 306-й полк в этот день больше не предпринимал наступательных действий, а занялся разведкой района горы Иегусугу, ожидая подхода войск 305-го полка.
Днем раньше командующий 77-й дивизией просил разрешения генерала Бюкнера на привлечение 307-го полка, чтобы ускорить захват острова. Командующий 10-й армией согласился на использование двух батальонов полка для штурма острова Иэ при условии, что во второй половине дня они вернутся в его распоряжение. Утром 17 апреля 2-й и 3-й батальоны 307-го полка высадились на этом острове и в 13.00 нанесли удар по городу с юго-западной стороны. Наступающие шли под гору и по открытой местности. Боролись за каждый дом. На заминированных и заваленных кучами щебня улицах нельзя было использовать самоходную артиллерию. Вечером наступление обоих батальонов приостановилось в южной части города. Надежда на быструю и легкую победу не оправдалась.
Действиями трех полков 77-й пехотной дивизии руководил заместитель командира этой дивизии бригадный генерал Эдвин Рэндль с командного пункта 305-го полка, имея в своем распоряжении несколько штабных офицеров. Командир дивизии с большей частью штаба оставался на флагманском корабле, оснащенном средствами связи, которые облегчали его контакт с командующим армией, с генералом Рэндлем, с авиационными эскадрильями, а также с полевой и корабельной артиллерией, взаимодействовавшими с наступающими полками.
В трудной ситуации, сложившейся на поле сражения, генерал Рэндль попросил оставить 307-й полк на острове до полного его захвата. Командир дивизии получил на это согласие генерала Бюкнера. 18 апреля 305-й и 307-й батальоны должны были нанести удар по городу с востока и с юга и к вечеру овладеть им. 306-му полку было поручено взятие горы Иегусугу.
Наступающим войскам досаждали снайперы. Массированным огнем пулеметов и минометов японцам удавалось эффективно сдерживать пехоту 77-й дивизии. Танки и самоходные орудия не могли подойти на близкое расстояние к оборонительными позициям противника, так как японцы шли на самоубийство, бросаясь на них со связками гранат и 10-килограммовыми пакетами взрывчатки. Наиболее сильное сопротивление оба полка встретили в центре города, возвышенностях, где из железобетонного здания ратуши неприятель мог вести огонь во всех направлениях. Эти возвышенности американцы назвали «кровавым хребтом».