Сейчас в округе, фронте, армии нет настоящего танкового хозяина. Наше АБТУ представляет сейчас ни больше ни меньше как только инспекторат. Естественно, что при таком положении вещей мы подготовить танковые войска по-настоящему не сможем, ибо учеба и ее контроль сейчас, по-моему, обезличены и никто по-настоящему за это дело не отвечает. Думаю, что АБТУ РККА, управления начальников танковых войск фронта, армии, округа должны быть построены по типу и образцу Военно-воздушных Сил Красной Армии.
Это повысит ответственность за руководство, создаст централизацию подготовки танковых войск, и по крайней мере Военным советам и командующим можно будет полностью спросить с этого аппарата о порядках в танковых войсках.
Несколько слов о кадрах танкистов.
Известно, какую роль играют танки в любом бою, а с подбором кадров этих войск у нас явно неблагополучно. Например, в ЛВО обыкновенный капитан в отделе по комначсоставу заворачивает перестановкой руководителей танковых соединений; спрашивается, откуда он эти кадры знает? Не тают этих кадров и не изучают их, а отсюда и получается в кадрах целая вакханалия.
Считаю необходимым кадры и руководство ими передать начальнику автобронетанковых войск. Это будет целесообразнее и лучше.
Следующий вопрос о типах танков.
Обидно, товарищи, что обыкновенный 37-мм снаряд прошибает насквозь наш танк, не говоря уже о снарядах крупного калибра. Думаю, что в связи с наличием у противника противотанковой артиллерии пора нам перейти к танкам, вооруженным артиллерией более крупного калибра, а также к более толстой броне на танках.
СТАЛИН: 45-мм брони для Т-26 достаточно?
СИНИЦЫН: Достаточно, а для КВ – это новый тип танка – этого недостаточно.
СТАЛИН: 75-мм хватит?
СИНИЦЫН: Это вполне достаточно. Такие танки нам надо вводить и решительней и быстрей…"
2.2. Отблески блицкрига
Весна-лето 1940 г. в СССР были посвящены не только обобщению опыта, приобретенного в ходе советско-финской войны. Не меньшее внимание командования РККА вызвало "триумфальное шествие фашистской Германии по Западной Европе". В самом деле, весной 1940 г. руководство СССР с удовлетворением узнало о начале кампаний в Норвегии и Франции. Всем казалось, что два года выиграно, а за это время можно многое успеть. Но неожиданно Франция капитулировала уже летом, и это породило массу проблем в головах советского старшего командования…
Недоумение о том, каким образом гитлеровской армии удалось то, во имя чего сломала свой хребет армия кайзера, примешивалось к осознанию размеров тех трофеев, что достались Германии. Ведь в ходе скоротечной кампании Германия стала обладателем тех самых танков "Рено", "Гочкис", "Самуа" и "Форж и Шантье", на которые хотел равняться СССР. Также к Германии отошли и более старые образцы для подражания – сверхтяжелые 2С и ЗС (последний танк существовал только в пропагандистских СМИ), вооруженные 75-мм и 150-мм пушками и защищенные броней 70 мм, и новые секретные до того и скоростные танки "Рено-Б" (B-1bis) с пушками 75-мм и 47-мм и защищенные броней 80 мм.
Разбитый французский танк B-1bis, захваченный немцами, 1940 г.
Английские танки "Матильда-2", подбитые под Аррасом. 1940 г.
То, с какой легкостью немецкая армия расправлялась с французскими и английскими толстобронными танками, наводило на размышления о том, что немцы имеют какие-то особо мощные противотанковые и танковые пушки.
Усугубляли положение и разведсводки о проектируемом в Германии новом танке, защищенном броней толщиной до 80 мм (работы над VK 3601 действительно велись в 1940 г.).
Но главной причиной быстрой победы немецкой стороны были названы крупные танковые, авиационные и моторизованные соединения.
Назначенные недавно нарком обороны С. Тимошенко и начальник Генштаба К. Мерецков возглавили развернувшиеся широким фронтом мероприятия по реформированию армии, в частности танковых войск.
В мае-июне 1940 г. в НКО, по опыту применения танков в польском походе и советско-финской войне, рассматривался вопрос о формировании танковых дивизий. 27 мая в Политбюро и СНК была подана докладная записка, в которой описывалась структура танковой дивизии в количестве 386 танков, 108 бронемашин, 42 орудий и 72 минометов. Тогда же был поднят вопрос о формировании танковых корпусов в составе двух танковых и одной моторизованной дивизий, а также мотоциклетного полка и других частей. По штату он должен был иметь 36080 чел. и 1031 танк.
Всего, по мнению наркома, следовало сформировать 6 танковых корпусов и дислоцировать их по два в БОВО и KOBO, а также по одному в ОдВО и ЗабВО. Однако это предложение не было утверждено и вернулось на доработку.
2 июня 1940 г. нарком обороны и начальник Генштаба представили в Политбюро и СНК план создания танковых корпусов. Предлагалось сформировать 8 танковых корпусов, 18 танковых и 8 моторизованных дивизий, которые бы размещались по одному в МВО, ЛВО, ОдВО и ЗабВО, по 2 в БОВО и KOBO и по 1 танковой дивизии в ЗакВО и CABO. 6 июля 1940 г. СНК постановлением № 1193-464сс утвердил предложенную организацию, размещение и штатную численность танковых войск. Но НКО признал, что это привело к временному сокращению части танковых бригад стрелковых корпусов. Чтобы не оставлять пехоту без танков сопровождения, требовалось иметь еще около 6000 танков.
2.3. И снова о броне
После боев у Намангана (реки Халхин-Гол), а также "Зимней войны" бронирование отечественных танков в очередной раз было пересмотрено в сторону его увеличения. Связано это было с двумя факторами:
– неспособностью обеспечить быстрый массовый выпуск танков с цементованной броней толщиной 20 мм и более.
– превалированием в армиях вероятных противников не крупнокалиберных пулеметов и ПТР в качестве массового противотанкового оружия (как ожидалось в 1937-1938 гг.), а 37-47-мм скорострельных противотанковых пушек.
Танк БТ-5, подбитый и захваченный японскими войсками. 1939 г.
Анализируя в техническом обосновании вариантов эскизного проекта нового пехотного танка "126" последний боевой опыт и развитие зарубежной противотанковой артиллерии, назначенный на должность главного конструктора завода № 174 им. К. Е. Ворошилова С. Гинзбург писал:
"Мощность и скорострельность современных противотанковых 37 мм пушек, является достаточной, чтобы сделать безуспешной аттаку роты тонкобронных танков, производящуюся в строю по-взводно, при условии наличия 1-2-х противотанковых пушек на 200-400метров протяжения фронта.