Манчжурский театр, пересеченный горами и бедный путями, которые к тому же перерезались горными цепями, своей малокультурностью крайне затруднял действия войск. Только западная часть Южноманчжурского театра была вполне доступна для маневрирования.
Действия в горах требовали от войск специальной подготовки, ясного понимания обстановки и приспособленности войсковой организации к горным условиям, чего не было у русских.
Японцы были хорошо знакомы с театром военных действий отчасти по опыту японо-китайской войны, отчасти в результате специального изучения его в предвидении войны с Россией. Русское же военное ведомство в 1901–1902 гг. производило топографические съемки в Манчжурии, но карта была изготовлена только до параллели Ляояна; севернее имелись только съемки отдельных маршрутов. Вполне понятно, что незнакомство русских с горным характером театра войны облегчало действия японцев в войну 1904–1905 гг.
Морской театр
Действия морских сил развивались в Японском и Желтом морях, а также в северной части Восточнокитайского моря. Корейский и Цусимский проливы, связывающие Японское море с Желтым, находились всецело в руках японцев. Близ этих проливов располагались пять военных портов Японии, важнейший из которых — Сасебо — являлся главной базой японского флота.
Помимо этих портов во Внутреннем японском море и на берегах Тихого океана имелся ряд военных портов, богато оборудованных арсеналами, ремонтными и судостроительными заводами, доками и запасами угля, то есть всем необходимым для снабжения флота и поддержания его в постоянной боевой готовности.
Россия имела на Дальнем Востоке только два военных порта — Владивосток и Порт-Артур. Кратчайший путь соединения этих портов проходил через Корейский и Цусимский проливы, в центре сосредоточения японских морских сил.
Русские военные порты были слабо оборудованы и не обеспечивали многообразных нужд флота. Во Владивостоке имелся сухой док для больших кораблей с мастерскими, оборудованными лишь наполовину. Запасы угля были ограничены. Порт-Артур как военный порт имел существенные неудобства: углубленный землечерпанием тесный внутренний бассейн и узкий выход из порта в море, который к тому же был доступен лишь во время прилива (в большую воду). Ни доков для броненосцев, ни ремонтных мастерских не было. Запасы снарядов и угля были незначительны.
Крайне невыгодное значение для крепости Порт-Артур приобрел расположенный в Талиенванском заливе коммерческий порт Дальний, прекрасно оборудованный для выгрузки океанских пароходов, как конечный порт Великого сибирского пути. Быстро захваченный японцами, он являлся готовой гаванью (около 30 км от Порт-Артура) для выгрузки войск и осадных средств, необходимых для действий против крепости.
В 70 милях[11] от Порт-Артура и в 90 милях от устья реки Ялу находилась группа островов Эллиот, очень удобных для стоянки флота, наблюдающего за Порт-Артуром.
Корейское побережье Японского моря, бедное заливами и островами, не представляет удобств для высадки войск. Серьезное значение для Япония имели здесь Цусимский и Корейский проливы, отделяющие Японские острова от Кореи. Связь с Кореей облегчалась наличием в проливах ряда островов, из которых самым крупным является остров Цусима.
Желтое море с Корейским и Ляодунским заливами по сравнению с Японским представляет лучшие условия для плавания и имеет на своем азиатском побережье значительное количество островов. Высадка здесь затрудняется мелководьем у берегов и сильнейшими приливами и отливами. Наличие на берегах Корейского залива объектов, привлекавших внимание японских сухопутных и морских сил, послужило для японцев основанием к тому, чтобы именно здесь развернуть боевые действия своего флота и произвести десант.
Глава VII. Планы сторон и развертывание армий
Японский план войны
Схема 3. Развертывание сторон
План японского командования опирался на неподготовленность России к войне и слабость наличных русских сил на Дальнем Востоке к началу войны. По сведениям японцев, Россия имела на Дальнем Востоке только 75 000 человек, а дальнейшее накапливание русских в Манчжурии должно было происходить весьма медленными темпами: считалось, что переброска войск из Европы, при наличии одной железнодорожной колеи и неготовности Крутобайкальской железнодорожной ветки, не позволит русским сосредоточить на Манчжурском театре больше 150–200 тыс. человек, тем более что Россия должна была выделить значительные силы для защиты Порт-Артура и Владивостока.
Япония исходила из превосходства своего флота, что давало ей возможность уже в начале войны путем уничтожения русской Тихоокеанской эскадры приобрести господство на море и тем самым обеспечить беспрепятственную переброску войск на азиатский материк. Японский план предусматривал, что силы русского флота будут ослаблены распылением, связанным с необходимостью одновременной защиты Порт-Артура, Владивостока и Сахалина. Помимо того, японцы учитывали, что устарелая материальная часть русской Тихоокеанской эскадры не имела возможности своевременно ремонтироваться за отсутствием судоремонтных заводов, доков и запасных частей в порт-артурской гавани.
Уверенность в своем превосходстве на море привела японцев к решению захватить гавань Чемульпо и столицу Кореи Сеул, высадив часть сухопутных войск, не ожидая результатов нападения на русскую эскадру, и затем немедленно приступить к перевозкам войск в Корею.
Таким образом, по расчетам японцев, господство на море и перевес в силах на материке должны были обеспечить им первоначальный успех.
Далее японский план учитывал знакомство своей армии с Манчжурским театром, изученным во время войны с Китаем в 1894–1895 гг. и 1900 г., а также в период подготовки войны с Россией, тогда как русской армии предстояло действовать на отдаленном театре, в непривычных условиях горной местности, при отсутствии соответствующей подготовки войск.
Японский план учитывал также революционное движение в России и его возможный подъем во время войны, а следовательно, и вытекающую отсюда необходимость оставления царским правительством значительного количества войск в Европейской России.
Конкретно японский план намечал уничтожение или блокаду русской Тихоокеанской эскадры в порт-артурской гавани, захват Кореи и Порт-Артура и уничтожение русской армии в Южной Манчжурии.
Выполнение поставленной планом задачи требовало переброски войск на азиатский материк и развития наступательных операций для достижения существенных успехов до сосредоточения крупных сил русской армии в Южной Манчжурии.
Условия зимнего времени позволяли производить высадки десанта южнее линии Сеул — Бицыво, у незамерзающих берегов Корейского залива. Высадка войск в Корее представлялась выгодной во многих отношениях. Корея увеличивала материальные ресурсы японцев, необходимые для ведения войны. Захват Кореи давал возможность использования широких масс корейцев в качестве рабочей силы для переброски ручным способом средств снабжения при дальнейшем движении японской армии к западу от Ялу, где бездорожная и гористая местность весьма затрудняла применение гужевого транспорта. Помимо того, в случае неудачного исхода войны Корея могла служить вполне безопасным плацдармом для сосредоточения японских войск. Высадка войск в Корее полностью обеспечивалась достижением японским флотом в начале войны господства на море и дальностью расстояния до линии железной дороги, где располагались русские полевые войска. Попытка русского командования помешать дебушированию японской армии из Кореи могла ограничиться выдвижением сравнительно небольшого отряда.