16 июля 1945 года на американском полигоне в пустыне Лос-Аламос под Аламогордо в штате Нью-Мексико была успешно взорвана первая атомная бомба. Грохот от ее гигантского взрыва был слышен на всем юго-западе США. Журналистам из близлежащего городка Альбукерк военные после взрыва дали следующее пояснение: «На одной из частей авиационного испытательного полигона в Аламогордо сегодня утром произошел взрыв склада боеприпасов. Вспышку от взрыва и взрывную волну можно было наблюдать в радиусе 360 километров от места взрыва».
В тот же день усилились бомбардировки Японии, которые 20-й американский воздушный флот стал проводить совместно с передислоцированным из Европы 8-м американским воздушным флотом, чьи 2118 самолетов перелетели Атлантику из Англии и стали составной частью американских воздушных стратегических сил в Тихом океане.
20 июля 1945 года 10 «Суперкрепостей» 393-й эскадрильи 509-й смешанной группы полковника Тиббетса стартовали с острова Тиниан для проведения своего первого полета над Японией. У каждого самолета было на борту только по одной тяжелой бомбе, и цели у них были разные. Такие полеты, по мнению американцев, должны были приучить японскую ПВО к появлению одиночных американских самолетов, которые сбрасывают с высоты 9000 метров только по одной 5-тонной бомбе. Эти бомбы имели такую же баллистическую кривую падения, как и атомные бомбы. Опыт, который американцы приобрели, совершая такие полеты, помог полковнику Тиббетсу определить, какую цель следует атаковать и уничтожить в час «X».
21 июля 1945 года японский посол в Москве обратился к советскому правительству с просьбой о посредничестве в любой форме в проведении переговоров об окончании войны. На проходившей в это время Потсдамской конференции Сталин сообщил об этой просьбе японцев новому президенту США Трумэну и премьер-министру Черчиллю. Но так как японцы были против безоговорочной капитуляции, никакой реакции не последовало.
25 июля 1945 года Трумэн в качестве президента США принял самое свое важное решение. Он подписал приказ о применении атомной бомбы против Японии, так как предыдущий Потсдамский ультиматум был ею отклонен. Этот приказ был тут же доставлен самолетом на остров Тиниан 509-й смешанной группе.
26 июля 1945 года корпус атомной бомбы на крейсере «Ин-дианаполис» был доставлен на остров Тиниан. Но ее взрывная начинка, уран-235, в отличие от плутония, еще не была опробована. Часть плутония была также доставлена на крейсере, а остаток, необходимый для достижения критической массы, летел вместе с «Дугласом» С-54. Во время посадки на Гавайях команду, сопровождающую груз, поджидали неожиданные трудности. Местные чиновники, не знающие о характере груза, сначала не хотели выпускать самолет, вес содержимого в котором был около центнера. Пришлось убедить их в том, что самолет загружен полностью.
Тем временем японский посол в Москве безуспешно пытался добиться от министра иностранных дел СССР Молотова посредничества в переговорах об окончании войны.
В июле 1945 года количество сброшенных на Японию бомб (около 100 000 тонн) было втрое больше, чем в марте того же года. Между тем американцы так сильно заминировали японское побережье, что судоходство в прибрежных водах стало практически невозможно. Из-за этого японцы потеряли кораблей общим водоизмещением 1,25 миллиона тонн.
2 августа 1945 года 800 бомбардировщиков В-29 предприняли самый сильный авианалет Второй мировой войны. На четыре японских города и нефтяной центр Кавасаки они сбросили 6000 тонн зажигательных фосфорных бомб, не встретив в небе ни японских истребителей, ни сильного зенитного огня с земли. Погибла около 80 000 японцев.
За 8 месяцев американских бомбардировок в Японии погибло 260 000 человек. В 66 городах с 2 миллионами домов была превращена в руины площадь в 400 квадратных километров.
3 августа 1945 года адмирал Нимиц заявил, что самолеты В-29 заминировали все важные порты Японии и Кореи и, таким образом, завершили окончательную блокаду Японии.
6 августа 1945 года «Суперкрепость» полковника Тиббетса «Энола Гей» сбросила на Хиросиму первую атомную бомбу. 80 процентов территории города было уничтожено. Число погибших составило 92 167, а раненых 37 425 человек.
Происходило это так. В 2:45 тяжело груженный самолет «Энола Гей», названный так в честь матери полковника Тиббетса, вырулил на стартовую дорожку с атомной бомбой на борту. Старт самолета был делом рискованным. Перевес груза в машине составлял 7000 килограммов. Дело в том, что вместо 8 человек экипажа летело 12 человек, сама бомба весила около 5 тонн, и горючего на борту было 7000 литров. Три бомбардировщика В-29 в качестве метеосамолетов уже давно находились в районе цели — Хиросимы. В 7:09 в городе была объявлена воздушная тревога, но так как жители уже привыкли к одиночным американским самолетам, то на высоко летящую вражескую машину мало кто обратил внимание. В 7:31 тревоге был дан отбой. Вражеским самолетом был американский метеосамолет, который в 7:25 передал сообщение о погоде полковнику Тиббетсу и порекомендовал ему для атаки цель номер 1. После того как Тиббетс расшифровал сообщение, он сказал своему штурману ван Кирку: «Это Хиросима».
8 августа 1945 года СССР объявил Японии войну. И уже в 0:10 9 августа советские войска силами трех групп 1-го Трансбайкальского фронта, 2-го Дальневосточного фронта и 61-й гвардейской танковой армии с трех сторон повели наступление на японскую Квантунскую армию в Маньчжурии. Советские Вооруженные силы насчитывали 80 дивизий, среди которых были 6 кавалерийских, 2 танковых и 4 механизированных бронетанковых корпусов. В подчинении Трансбайкальского фронта маршала Малиновского находилась 12-я воздушная армия, у 1-го Дальневосточного фронта маршала Мерецкова 9-я воздушная армия, а у 2-го Дальневосточного фронта — 10-я воздушная. Народная Республика Монголия, войска которой входили в состав войсковой группы генерал-полковника Плиева, выставила одну воздушную дивизию. В распоряжении Плиева находился и 350-й истребительный полк. Всего в боях против Квантунской армии в Маньчжурии участвовали 3446 самолетов; помимо этого советский Дальневосточный флот располагал 1547 самолетами.
9 августа 1945 года «Суперкрепость» майора Свинея сбросит вторую атомную бомбу на Нагасаки. Жертвы: 40 000 погибших и 60 000 раненых.
На этом запас атомных бомб у американцев был исчерпан, о чем японцы, естественно, не знали. Но по показаниям, которые дал экипаж одного сбитого японцами самолета «Суперкрепость», выходило, что американцы готовились сбросить в ближайшие дни очередную атомную бомбу на Токио.
15 августа японский император впервые обратился по радио к нации. Он объяснил безнадежное положение страны и обосновал свое решение прекратить войну. Люди в городах вставали перед радиорепродукторами на колени, а в Токио к императорскому дворцу стекались раненые летчики, чтобы сделать харакири. Последние летчики-камикадзе направляли свои машины в море. Пилоты авиабазы в Атсуги подняли мятеж. Они пролетели над императорским дворцом — поступок, который в Японии был сравним с надругательством над божеством, — и сбросили над ним листовки, в которых проклинали предателей и объявляли, что будут бороться до конца.