Ознакомительная версия. Доступно 30 страниц из 146
Письмо это и предыдущее письмо в «Общем деле» относительно Андро я поместил не из-за принципиальных соображений правосудия. Лично Андро меня интересует мало. Воров и грабителей в России и за счет России сейчас много. Одним больше, одним меньше. Бороться с ними надо и можно не здесь, в Париже…
Важно другое.
Г. Андро «спасает отечество». Он связан с «западным» и с «северо-западным» «правительствами» России. Он является представителем и руководителем целой системы, целой группы, отравляющей жизнь России, делающей органически невозможным ее оздоровление, органически неизбежным развал и анархию, в самых диких, в самых жестоких проявлениях их.
Долг всякого гражданина России парализовать деятельность этих «спасителей».
Долг этот крайне тяжелый, крайне неприятный я исполняю.
При настоящих тяжелый условиях сношения и передвижения я ничего против Андро не предпринимал до его появления в одном со мной городе, т. е. до тех пор, когда у г. Андро будет фактическая возможность тут же, лично реагировать на мои обвинения.
Г. Андро ответил письмом в редакцию, что привлечет меня только к «Русскому Суду».
Ждать по делу Андро русского суда, в России, может быть, придется долго. А вопрос о нем и его присных «государственных деятелях» должен быть поставлен сейчас же. Здесь, в Париже, достаточно для этого русских людей и русских властей, могущих и обязанных разобраться в нем. Может быть, попутно выяснится вопрос о непонятных причинах молниеносной эвакуации Одессы, о сообщавшихся друзьями Андро сведениях французскому правительству, что вся Одесса состоит из большевиков, и многое другое.
П. Рутенберг
Париж
20 октября 1919 г.
P.S. Я уезжаю на днях из Франции. Но у В.А. Бурцева имеется возможность, в случае надобности, в любое время со мной снестись и получить все разъяснения, которые окажутся нужными.
________________________
1. В первоначальном виде данная глава появилась в виде очерка: Хазан 2007d: 120-44.
2. Жаботинский 2007: 450.
3. Николай Евгеньевич Марков (1866–1945), сын писателя Евгения Львовича Маркова (1835–1903). Один из лидеров Союза русского народа (1905–1917), председатель Совета объединенного дворянства (1906–1917), депутат 3-й и 4-й Государственной думы. Марковым-2 его называли, чтобы отличить от Сергея Владимировича Маркова, корнета Крымского конного Ее Величества полка, пасынка генерал-губернатора Ялты И. Думбадзе. За свои антисемитские высказывания Марков-2 был еще до революции вызван на дуэль
h Б.О. Пергаментом (секундантом Маркова выступил В.М. Пуриш
кевич); противники не нанесли друг другу повреждений, см. об этом: Маргулиес 1923: 118-19.
4. См. о нем прим. 21 к предисловию.
5. См. также недостоверное утверждение комментаторов собрания сочинений З.Н. Гиппиус о том, что Рутенберг эмигрировал из России в 1922 г. (Гиппиус 2001-06, VIII: 553); то же сказано в его биографической справке в кн.: Розанов 2001: 455; то же: Милюков 2001/1921-24: 760; на самом деле он отплыл от берегов Одессы в начале апреля 1919 г.
6. См. в воспоминаниях М. Вишняка, выехавшего из Москвы вместе с Рутенбергом:
Эта возможность открылась лишь в самом конце декабря 18-го года благодаря личным связям Петра Моисеевича Рутенберга Он добыл разрешение на выезд – вернее, на «вывоз» – в предоставленном ему вагоне направлявшихся вместе с ним в Одессу. Вместе с Рутенбергом отправились Фондаминские, Гоц, П.П. Юренев, Н.В. Макеев, мы с женой и другие (Вишняк 1957: 83).
Напомним, что сам Рутенберг датировал отъезд из Москвы сентябрем 1918 г. (см. конец предыдущей главы).
7. Филипп Анри Жозеф д’Ансельм (Philippe Henri Joseph dAnselme;
1864–1936), французский генерал, с 15 января 1919 г. командующий союзными войсками на Юге России.
8. Создавая этот Совет, д’Ансельм объяснял корреспонденту «Одесского листка»:
Объявляя осадное положение, французское командование действовало исключительно в целях координации общих усилий для защиты области и обеспечения населения продовольствием.
Если назначение моим помощником по гражданской части г. Андро было сделано, не дожидаясь одобрения генерала Деникина, то это объясняется исключительно создавшимися обстоятельствами, мешающими быстроте сношений Одессы с Екатеринодаром.
В соответствии с французской тактикой осадного положения, при мне будет образован особый совет под названием «Комитет обороны и продовольствия». Отмежевываться от Добровольческой армии отнюдь не входит в намерение французского командования. Напротив того – мы все время стремимся к тесному с нею сотрудничеству для наибольшего обеспечения нашей общей цели – защиты порядка и безопасности граждан (Одесский листок. 1919. № 17. 17 марта).
9. Сам Рутенберг сообщает, что это случилось 18 марта 1919 г. (RA).
10. Имеется в виду барон Владимир Владимирович Меллер-Закомель-ский (1863–1920), государственный и общественный деятель, член Государственной думы (с 1912); статский советник (1912). Один из инициаторов создания (август 1915) и председатель Бюро Прогрессивного блока, объединившего буржуазно-помещичьи фракции 4-й Государственной думы и Государственного совета, глава Совета государственного объединения России. В годы Гражданской войны – активный деятель Белого движения; на Ясском совещании (1918), положившем начало интервенции стран Антанты в Россию, возглавлял русскую делегацию.
11. Письму Андро предшествовала редакционная заметка:
В № 58 «Общего дела» мы поместили письмо П. Рутенберга по поводу деятельности Дм. Андро в Одессе. В настощее время мы считаем долгом дать на страницах нашего органа место и присланному нам ответному письму Дм. Андро.
Кроме того, в редакции «Общего дела» получены подробные записки по тому же делу от П. Рутенберга и Дм. Андро.
В Одессе, как это мы видим из газет, ведется официальное расследование по поводу ее сдачи большевикам, в котором несомненно бу-
дет обращено внимание на те факты, о которых говорится в письмах П. Рутенберга и Дм. Андро.
Со временем мы надеемся вернуться к поднятым в этом деле вопросам.
Ред.
12. Василий Алексеевич Маклаков (1869–1957) с июля 1917 г. посол Временного правительства в Париже.
13. Жан Жюль Анри Мордак (Jean Jules Henri Mordacq; 1868–1943) был в это время военным советником Ж. Клемансо.
14. «За три месяца моего пребывания в Одессе цена хлеба возросла с одного до пятнадцати руб. за фунт» (здесь и далее примечания с пометой ПР принадлежат самому Рутенбергу).
15. «Населению выдавалось по 90-100 грамм хлеба шесть раз в неделю, и то крайне неаккуратно» (ПР).
16. «Небывало холодная зима для Одессы, а пуд сырых дров, недостаточный для нагревания одной печи, доходил до 25 руб.» (ПР).
Ознакомительная версия. Доступно 30 страниц из 146