Бенке устроился у родственников, которые проживали в Берлине, связался с разведотделом генерал-майора Трусова и приступил к сбору разведывательных сведений. С согласия Трусова Бенке привлек к своей работе двух помощников. С их помощью резидентура смогла добыть и направить в разведотдел фронта достоверные сведения о Берлинском гарнизоне, его оборонительных сооружениях, а также о мероприятиях по укреплению защиты города, которые проводились штабом обороны Берлина. Кроме того, эта резидентура сообщила сведения о фактах эвакуации германских государственных архивов и ряд других ценных сведений.
Резидентурой «Смелый» руководил немец Эмиль Кляйн. В состав этой резидентуры тоже входило два человека: Кляйн и его радист. Они были заброшены в район Мазов, имели документы немецких военнослужащих. Под видом командированных Кляйн и его радист совершали поездки в города Варен, Нойштрелитц, Ребель, Нёйбранденбург. Резидентура «Смелый» успешно действовала в тылу противника до окончания войны.
Умело действовали разведгруппы разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта, которые имели условные названия «Окат», «Омут», «Сизый», «Конрад» и другие. Группа «Окат», которой руководил А. А. Соловей, состояла из пяти человек. В ее составе были трое русских, немец и поляк. Группа действовала в районе города Нойштрелитц, вскрыла большое скопление войск, установила наблюдение за переброской войск и боевой техники. При выполнении задания командир группы умело использовал для сбора сведений трех осведомителей из числа советских граждан, насильно угнанных фашистами в Германию. Всего за период действий в тылу противника А. А. Соловей передал в Центр 37 радиограмм с ценными сведениями о противнике.
В период подготовки и проведения Берлинской операции активно действовала и радиоразведка трех фронтов. Радиоразведку в Берлинской операции вели: 394-й и 545-й радиодивизионы ОСНАЗ 1-го Белорусского фронта, 313-й и 541-й радиодивизионы ОСНАЗ 1-го Украинского фронта, 480-й радиодивизион ОСНАЗ 2-го Белорусского фронта и 1-я отдельная радиобригада ОСНАЗ Ставки Верховного Главнокомандования.
Радиоразведка к началу наступления сумела вскрыть систему управления групп армий «Висла» и «Центр» и входивших в ее состав полевых и танковых армий, их корпусов и дивизий. Была своевременно установлена дислокация штаба группы армий «Висла» и штабов ее 3-й танковой и 9-й полевой армий, штаба группы армий «Центр». Было также достаточно полно вскрыто базирование авиачастей 4-го и 6-го немецких воздушных флотов. Радиоразведка во взаимодействии с другими видами военной разведки установила, что наиболее мощная группировка немецко-фашистских войск была создана непосредственно на Берлинском направлении, где оборону занимали 9-я полевая и 4-я танковая армии.
В ходе наступления советских войск фронтовые радиодивизионы ОСНАЗ обеспечили регулярное наблюдение за основными радиосетями противника и получали необходимые командованию разведывательные данные о дислокации и перемещении штабов соединений противника и пунктов их управления.
Деятельность радиоразведки в Берлинской операции была высоко оценена Ставкой ВГК. 394-й и 545-й радиодивизион ОСНАЗ 1-го Белорусского фронта были награждены орденами Александра Невского. 541-й радиодивизион 1-го Украинского фронта был награжден орденом Богдана Хмельницкого. В приказе Верховного главнокомандующего от 3 мая 1945 года в числе войск 2-го Белорусского фронта, отличившихся в ходе Берлинской операции, был отмечен и 92-й радиодивизион ОСНАЗ 1-й отдельной радиобригады особого назначения Ставки ВГК. Общее руководство радиоразведкой в Берлинской операции осуществлял отдел радиоразведки ГРУ, которым командовал А. А. Тюменев.
В ходе выполнения заданий командования в тылу противника в 1943 году погибло 21 138 военных разведчиков. В 1944 году в ходе боевых действий погибли 24 915 военных разведчиков. Общие потери советской военной разведки в боевых операциях 1945 года до сих пор не определены. Хорошо известно другое — в период подготовки и проведения Берлинской операции военные разведчики своевременно добывали ценные сведения о противнике. Данные, добытые военной разведкой, позволили командующим фронтами маршалам Г. К. Жукову, И. С. Коневу и К. К. Рокоссовскому успешно завершить операцию по окружению и уничтожению сил противника, упорно оборонявших германскую столицу.
Вспоминая трудные, тревожные и радостные последние дни Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал: «Во время высадки и наступления союзных войск во Франции между Генеральным штабом Красной армии и военными миссиями США и Англии существовала тесная связь, и мы часто обменивались сведениями о дислокации войск противника. Но по мере приближения конца войны мы стали получать сведения от своих союзников, весьма далекие от действительного положения дел…»[281]
Донесения советской военной разведки, поступавшие из Лондона и Вашингтона в начале 1945 года и рассекреченные через шестьдесят лет, впервые конкретизировали слова Г. К. Жукова о том, что союзники передавали в советский Генштаб сведения о противнике «весьма далекие от действительного положения дел». События, развернувшиеся весной 1945 года в районе озера Балатон и у ворот Берлина, были звеньями одной цепи.
2 мая 1945 года в 15 часов Берлин пал. Над поверженным Рейхстагом взвилось Красное Знамя Победы. Водрузили его советские военные разведчики сержант Михаил Егоров и старший сержант Мелитон Кантария. В 1946 году им были присвоены звания Героев Советского Союза.
Глава 5. Иван Суслопаров
Война в Европе близилась к завершению. Зловещая машина Третьего рейха с грохотом катилась в пропасть. Гитлер и его соратники лихорадочно искали пути предотвращения катастрофы. Однако день возмездия неумолимо приближался.
Гитлер, пытаясь поднять дух своих генералов, обещал предоставить им «чудо-оружие», которое, как он убежденно говорил, спасет Третий рейх. Фюрер призывал на помощь астрологов, надеялся на все, что могло бы изменить обстановку на фронтах и позволить Германии вновь овладеть стратегической инициативой. Возможно, в те дни Гитлер не раз вспоминал пророческое завещание первого немецкого канцлера Отто Бисмарка немецкому народу: никогда не воевать с Россией[282]. В 1941 году Гитлер пренебрег советом Бисмарка и вероломно напал на Россию, пытаясь сломать ход истории и переписать некоторые ее страницы, как уже неоднократно в прошлом делали великие диктаторы, основатели давно развалившихся и исчезнувших империй.
Некоторые высокопоставленные помощники Гитлера потеряли веру в его фанатические идеи, загипнотизировавшие их в 1933 году, и, стремясь избежать неминуемого наказания, начали осторожно искать пути спасения на западе. Они понимали, что их вина перед народами США и Англии была неизмеримо меньше, чем перед народами Советского Союза. Это могло дать им шанс на спасение. Одним из таких эмиссаров был генерал СС Карл Вольф. Ему удалось установить контакты с американцами с целью проведения сепаратных переговоров и поиска приемлемых условий капитуляции. Контакты с американцами или англичанами искали и представители других германских политических и военных кругов. Они хотели избежать полной и безоговорочной капитуляции, уйти от международного суда, стремились сохранить Германское государство и армию.