Предисловие
Эта книга — документальный рассказ о загадочных военно-политических событиях, которые происходили весной 1945 года на Западном и Восточном фронтах Второй мировой войны. Эти события возникали внезапно и оказывали существенное влияние не только на отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции, но и на проведение стратегических операций по окончательному разгрому фашистской Германии.
Участники боевых действий на Восточном и Западном фронтах вряд ли могли заметить, что между активизацией или ослаблением сопротивления германских войск на тех или иных участках фронтов, охлаждением отношений между союзниками и неожиданно возникавшими неоправданно рискованными акциями сил сопротивления отдельных стран и другими событиями существовали тайные линии, взаимосвязи и взаимозависимости. Солдаты, офицеры и генералы союзных войск были нацелены на победу и добивались скорейшего разгрома опасного противника. Скорее всего, им и в голову не приходило, что за их спинами бескомпромиссно воюют друг против друга представители разведывательных служб СССР, США, Англии, воюют своими специфическими методами и средствами те, кто должен был взаимодействовать. Победа над фашистской Германией и окончательные итоги Второй мировой войны во многом зависели именно от этих тайных сражений, которые особенно активно проводились весной 1945 года.
События, о которых идет речь в этой книге, происходили не сами по себе. Их кто-то искусно организовывал и делал все возможное, чтобы они происходили в конкретное время и в определенном месте. Сведения об этих событиях, происходивших на разных фронтах и территориях различных государств, собранные в единое целое, позволяют сделать вывод, что они являлись звеньями одной цепи или частями Большого военно-политического кроссворда, который в пламени завершающего этапа войны в Европе было трудно разгадать. Тем не менее, несмотря на исключительную изощренность составителей этого кроссворда, основные его линии и самые трудные загадки все-таки были своевременно вскрыты сотрудниками советской разведки.
В этой книге впервые названы имена разведчиков, которые принимали непосредственное участие в разгадывании этого кроссворда, действовали и в тылу германских войск, и далеко за линией фронта — в США, Англии, Чехословакии, Италии, Югославии и других странах. От результатов их деятельности, как оказалось, зависела жизнь тысяч солдат и офицеров Красной армии, окончательные итоги войны против фашистской Германии и послевоенные судьбы европейских государств. Именно они своевременно разгадали замыслы основных тайных операций, которые разрабатывались в штаб-квартирах разведывательных служб США и Англии летом 1944 — весной 1945 года.
Уже не является секретом, что на завершающем этапе Второй мировой цели и задачи разведывательных служб союзников Англии, США и СССР не совпадали. Поэтому разведки союзников в 1944–1945 годах перешли от взаимодействия к противодействию, стремясь обеспечить выгодные для своих стран условия окончания войны. Эти операции положили начало глобальному переделу сфер влияния, который привел к возникновению холодной войны.
Исключительную активность в 1944–1945 годах проявляла и немецкая разведка, которая всеми силами стремилась ослабить взаимодействие между СССР, США и Англией. Германское руководство все еще надеялось избежать полного разгрома.
О проведении некоторых акций разведок США, Англии и Германии становилось известно о Москве. Данные разведки учитывались в ходе подготовки и проведения наступательных операций, а также вызывали острую, но своевременную дискуссию между руководителями СССР и США.
В апреле 1945 года, например, Верховный главнокомандующий И.В, Сталин в письме американскому президенту Ф. Рузвельту обратил его внимание на недопустимость проведения американцами секретных переговоров с представителями гитлеровской Германии[1]. Рузвельт попытался убедить Сталина в том, что таких переговоров с фашистскими эмиссарами американцы не ведут[2].
Сталин сообщил, что сведения о переговорах американцев с немцами он получил от своих надежных и проверенных информаторов[3].
Несмотря на то что со времени этой переписки руководителей СССР и США прошло более шестидесяти лет, до сих пор оставалось неизвестным, о каких информаторах Сталин сообщал в письме Рузвельту.
Сталин не назвал фамилий своих информаторов. Это позволяло предположить, что Верховный главнокомандующий использовал в своем письме секретные сведения, добытые разведкой. Данные «информаторов» противоречили советско-американским договоренностям, имели важное значение для СССР и окончательного разгрома фашистской Германии. Это и вынудило Сталина обратиться к Рузвельту.
Американский президент попытался переубедить Сталина, но это ему не удалось. Между руководителями двух великих государств, составлявших основу антигитлеровской коалиции, возникло недоверие — не лучшая основа для взаимопонимания, поддержания нормальных отношений между двумя государствами и развития взаимовыгодного сотрудничества.
Какие еще важные линии Большого кроссворда удалось разгадать советским разведчикам на завершающем этапе войны в Европе? Какое влияние эти усилия советской разведки оказали на ход боевых действий на советско-германском фронте весной 1945 года?
При изучении переписки Сталина с Рузвельтом по этому вопросу обращает на себя внимание то, что Верховный главнокомандующий упоминает приближенных к нему «военных коллег», которые имеют данные о переговорах между представителями США и фашистской Германии. О ком могла идти речь? Среди «военных коллег» Сталина, несомненно, мог быть начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза А.М. Василевский. Он получал сведения от начальника ГРУ генерал-лейтенанта И. И. Ильичева.
Взяв за основу версию о том, что «информаторами» были военные разведчики, автор проанализировал результаты деятельности сотрудников ГРУ в США в 1944–1945 годах. Оказалось, что именно они добыли сведения, которые спасли от разгрома войска маршала Толбухина в Венгрии в феврале 1945 года и помешали англо-американцам осуществить некий секретный сценарий окончания войны в Европе, одним из элементов которого являлось поспешное подписание Акта о капитуляции Германии в Реймсе 7 мая 1945 года.