«New Ironsides»
Броненосец «Ныо Айронсайдз» был заложен как прототип серии кораблей. Бронированный каземат корабля представлял собой копию каземата океанского броненосца французской постройки «Глория». Заказ на постройку броненосца был выдан одновременно с заказом па постройку «Монитора» Эрикссона. «Нью Айронсайдз» являлся альтернативой «Монитору», однако после успеха «Монитора» в бою на Хэмптонском рейде флот северян охватила мониторная лихорадка, жертвой которой стала в числе прочего серия броненосцев типа «Ныо Айронсайдз». Броненосец имел защищенный каземат с толщиной брони 4,5 дюйма, которой обшивалась деревянная подложка толщиной 15 дюймов. С такой защитой «Ныо Айронсайдз» по праву вошел в число наименее уязвимых от огня артиллерии противника кораблей флота Соединенных Штатов. Броненосец стал также и одним из наиболее мощно вооруженных — 16 пушек па борту, просто «Тирпиц» какой-то! Хотя мощности машин для столь большого корабля явно не хватаю, парусное вооружение с броненосца демонтировали почти сразу после вступления корабля в строй — командиры сочли мачты с реями и прочими бом-брамселями чересчур уязвимыми в бою. Корабль служил флагманом Атлантической блокирующей эскадры, большую часть своей боевой карьеры броненосец провел в водах Чарльстона, принимал участие в бомбардировке форта Фишер.
«Galena»
Второй альтернативой «Монитору», наряду с «Нью Айронсайдз», стал корабль «Галена», канонерская лодка с бронированием из железа толщиной в 3 дюйма. Корабль строился на верфи Максон Фиш а Мистике, шт. Коннектикут, по прокету мистера С.Х. пука. Канонерка вошла в строй в апреле 1862 г. Месяцем позже «Галену» видели в бою при Дривриз Блуфф, что ниже Ричмонда, шт. Вирджиния. Бронирование корабля оказалась совершенно недостаточным, почему корабль быстро исключили из списков действующего флота. Однако в феврале 1864 г. «Галену» вновь ввели в строй в качестве небронированной деревянной канонерской лодки. Канонерка принимала участие в битве при Мобил-Бэй в августе 1864 г… а войну закончила в составе Западной эскадры блокады Мексиканского залива.
Строевые офицеры считали себя более высокой по отношению к инженер-офицерам кастой. Энтузиазма по отношению к мониторам морские волки в офицерском звании не питали, не принимая технической природы кораблей в целом. Большинство таких офицеров пошло на мониторы добровольно «постольку поскольку», за не имением лучшего выбора. Они абсолютно не разбирались в технике, которая радикальным образом отличалась от установленной на традиционных кораблях.
Как везде, служба держалась на старшинах — иегги-офицерах. В таком чине были боцман, заместители командиров орудий, часть технического персонала. Кочегарам приходилось тяжелее всего из-за высоких температур в кочегарках и неадекватных систем вентиляции. Кочегары работали рискуя быть обваренными раскаленным паром, как это, к примеру, случилось в ходе битвы на Хэмптонском рейде.
Вне исполнения служебных обязанностей офицеры имели возможность отдохнуть в каютах, а у командира имелось даже две каюты. Пети-офицеры принимали пищу в своем отдельном помещении, в то время как простые матросы ели, спали и отдыхали на якорной палубе, настил которой часто покрывала вода, а вентиляция ее почти отсутствовала. Все без исключения члены команды летом страдали от жары, в большей или в меньшей степени. Зато зимой на мониторах было очень холодно, тепло сохранялось только в кочегарках. Скука — постоянная спутница экипажей, особенно на мониторах, выполнявших задачи по блокированию портов южан. В крупные порты вроде Нового Орлеана, К-Уэста или Порт-Ройяла мониторы заходили достаточно редко, в основном для пополнения запасов и проведения ремонтных работ. Наиболее сложные ремонты выполнялись в Ныо-Йорке, Бостоне или других очень крупных портах. Несмотря на сложные условия, служба на мониторах считалась престижной, так как именно такие корабли чаще всего принимали участие в боях.
Монитор «Монтayк» типa «Пaссaик» вытaщен на мель для ремонтa, мaрт 1863 г. Корабль подорвался на мине во время похода по реке Огиичи в конце февраля 1863 г. Монитор yспели отремонтировать скоро и «Монтаук» принял участие в обстреле форт Самтера месяцем позже.
Внешняя поверхность башни «Монитора», снимок сделан через два месяца после сражения на Хэмптонском рейде. Видна наклонная броня ходового мостика, установленная уже после боя.
Вооружение и артиллерия
В начале Гражданской войны флот Соединенных Штатов был хорошо укомплектован артиллерией, преобладали главным образом гладкоствольные орудия конструкции Джона Дальгрена и нарезные пушки системы Роберта Паротта. За редким исключением мониторы вооружались гладкоствольными пушками Дальгрена.
Джон А. Дальгрен являлся военно- морским офицером, озаботившимся конструированием морских орудий в 1847 г. Дальгрен создал новую систему военно-морского вооружения, в которую входили орудия разного калибра, в том числе И — и 15-дюймовые. Дальгрен также разработал 12-фунтовую «корабельную гаубицу». В 1861 г. коммендер Дальгрен получил назначение на пост начальника Нью-Йорскской верфи, а в 1862 г. стал начальником отдела вооружений департамента военного флота. В 1863 г. его вернули на «активную» службу во флот.
Первая пушка системы Дальгрена, 9-дюймовое гладкоствольное орудие, была принята на вооружение в 1850 г. Эту пушку легко опознать за характерную форму в виде «бутылки из-под содовой». Орудия более крупного калибра, устанавливаемые на мониторы, представляли собой увеличенные версии 9-дюймовой пушки. В 1851 г. на вооружение начали поступать 11 — дюймовые гладкоствольные пушки системы Дальгрена, которые весили по 15 700 фунтов (порядка 8 т) и стреляли снарядами массой по 135 фунтов. Снаряд содержал 15 фунтов пороха, однако после того, как пушки «Монитора» не смогли пробить броню «Вирджинии» массу пороха увеличили до 20–25 фунтов.
Дальгрен также придумал 10-дюймовую пушку, предназначенную для установки на поворотный лафет. Орудия такого калибра также монтировались на двухколесных деревянных лафетах «Масилли» французской конструкции; такими пушками был вооружен броненосец «Нью Айронсайдз». Для орудий мониторов потребовались специальные лафеты, которые разработал Джон Эрикссон под научном руководством Джона Дальгрена.
Дальгрен также немало потрудился над созданием гладкоствольных пушек калибра 13, 15 и 20 дюймов, но труды его увенчались успехом уже после начала войны, В суровых условиях военного времени волевым напряжением усилий и трудовым энтузиазмом всего североамериканского народа под руководством тандема Демократической и Республиканской партий удалось наладить лишь производство 125-дюймовок, эти орудия были приняты на вооружение в 1862 г. Первую 15-д. ймовую пушку флот получил в сентябре, однако проблемы конструкторско-технологического плана отодвинули начало истинно серийного производства до 1863 г. Пушек калибра 15 дюймов остро не хватало. из-за чего из двух орудий башен мониторов типа «Пассаик» одно было 11- дюймовым. Орудие калибра 15 дюймов весило 42 000 фунтов (21 г), оно стреляло или 330-фунтовыми снарядами, снаряженными взрывчатым веществом, или болванками массой 440 фунтов. Неслабая масса орудия и некислый вес снаряда потребовали использования механической системы заряжения и тут опять руку об руку поработали Дальгрен с Эрикссоном. Вместе они разработали надежную конструкцию механизма, внедренную на мониторах типа «Пассаик» и на всех последующих мониторах. Если перезарядка II-дюймовой гладкоствольной пушки занимала у опытного расчета всего три минуты, то для 15-дюймовой пушки для перезарядки требовалось 5–6 минут. Расчет 11- дюймового орудия состоял из 16 человек, хотя в случае необходимости с пушкой могло справиться и восемь канониров. По штагу для обслуживания 15- дюймовой пушки требовалось 14 человек, а при использовании механики расчет мог быть сокращен всего до восьми мужчин. Крупнейшим орудием Дальгрена, запущенным в производство, стала гладкоствольная пушка калибра 20 дюймов, которая весила 100 000 фунтов; на вооружение флота орудие было принято в 1864 г. Эрикссон планировал установить по две таких пушки на свои океанские мониторы «Пуритан», однако эти корабли так и не были достроены.