От автора-составителя
Современная молодежь любит сказочные истории. Особенно те, в которых рассказывается о подростке или студенте, волею судьбы оказавшемся в тайном волшебном мире, обретающем там необычных друзей, побеждающем зловещих врагов и раскрывающем свои дремавшие таланты. Вольно или невольно потребитель таких историй ассоциирует себя с главным героем, мечтая о ярких приключениях с неизбежной наградой после победы.
Увы, но все эти мечты — лишь разновидность классического эскапизма, ибо мало кто решается «сделать сказку былью». Ведь чтобы изменить свою жизнь, придать ей яркость уникального явления, необходимо прикладывать усилия, много работать, изучать новое, не бояться риска и неопределенности будущего. Но самое главное — никто не даст гарантию, что усилия принесут ожидаемый результат, а планы реализуются в полной мере: даже упорные и целеустремленные люди часто оступаются и вместо справедливой награды получают крушение последних надежд.
Хуже того, не существует примерного образца, на который следует ориентироваться мечтателям. В истории человечества, пожалуй, нет реальной фигуры, которая подобно сказочному персонажу попала бы в параллельную вселенную, дающую возможность не только реализовать личный потенциал, а выйти на новый уровень бытия, где действуют иные законы и где достаточно любить свое дело и соответствовать простым общественным нормам, чтобы подняться над сиюминутностью, обретя тем самым смысл жизни…
Или все-таки есть?..
Пожалуй, все-таки есть.
Юрий Алексеевич Гагарин.
Первый космонавт планеты доказал, что чудеса случаются, что можно ставить перед собой фантастические цели и получать фантастический результат, не разрушая при этом созданное предшественниками, а, наоборот, расширяя границы самореализации.
Образ Юрия Алексеевича Гагарина вызывает исключительно позитивные эмоции. Его космический полет — чуть ли не единственное значимое событие в кровавой истории XX века, имеющее светлую окраску при любой интерпретации. У нас есть повод гордиться тем, что мы принадлежим к числу его соотечественников.
Но мы почему-то разучились этим гордиться. Все чаще приходится слышать мнение, что будто бы Юрию Гагарину «просто повезло» стать тем, кем он стал; что все его достоинства сводятся к зажигательной улыбке и умению неуклюже подшучивать над окружающими. Можно, конечно же, игнорировать это мнение как напыщенно-глупое, однако оно исподволь разрушает нашу социальную идентичность и делает ничтожным любой высокий порыв. Проблема же в том, что формируется оно не от завистливой злобности, которой все возрасты и нации покорны, а от банального незнания простейших исторических фактов.
Биография Юрия Алексеевича Гагарина во многом мифологизирована. Этому способствовали идеологическая зашоренность и понятное желание сохранить в тайне неудобные детали. Хуже того, ревнители современной мифологии всегда готовы пожертвовать честью великих людей прошлого ради своих упрощенных псевдоисторических концепций. С таким положением вещей необходимо бороться, раз за разом опровергая конъюнктурные безграмотные построения.
Поскольку я много лет занимаюсь изучением биографии Юрия Алексеевича Гагарина, то могу предъявить целую коллекцию заблуждений, связанных с его именем и его деятельностью. Но самое печальное — когда начинаешь их опровергать, то сталкиваешься с удивленным недоверием: дескать, откуда все это известно? А ведь для того, чтобы более или менее достоверно реконструировать биографию первого космонавта планеты, сегодня нет необходимости получать допуск в архив: многие ключевые документы рассекречены и стали доступны для независимых исследователей. Простейший пример. Историки, изучающие космонавтику, неоднократно ставили под сомнение официальную продолжительность космического полета Юрия Алексеевича Гагарина — 108 минут. Дело в том, что в 1970-х годах советский официоз признал факт приземления космонавта отдельно от спускаемого аппарата корабля «Восток». Соответственно, сразу возник вопрос: кто летал 108 минут — аппарат или Гагарин? Обсуждались разные варианты, однако никто из хитроумных аналитиков не сумел приблизиться к истине — рассекреченные в 2011 году документы однозначно свидетельствуют: полет космонавта от старта до приземления продолжался 106 минут, а спускаемого аппарата 101 минуту. Казалось бы, какая разница — 106 или 108? Но следует помнить: речь идет о первом космическом полете, о событии, которое регулярно вспоминает и отмечает весь мир, мелочей или ненужных деталей здесь нет и быть не может.