1. Заселение человеком Евразии и происхождение языковых семей
История России непосредственно связана с процессами освоения человеком Евразийского континента, прежде всего — Северной Евразии, от Восточно-Европейской равнины до Сибири и Дальнего Востока. Это освоение происходило задолго до формирования государств и политических границ: оно началось в древнем каменном веке (палеолит — от греч. палеос — «древний» и литое — «камень»), около 100 тыс. лет назад, когда древние люди (палеоантропы), использующие примитивные каменные орудия, стали заселять Старый Свет. В последнюю эпоху древнего каменного века — в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад — сформировался человек современного вида: тогда была заселена Северная Евразия, и через Камчатку, около 10 тыс. лет назад, люди проникли на Американский континент.
Северная Евразия делится на несколько природных (климатических) зон, или поясов, на юге простираются степи, лесную полосу (тайгу) и степь объединяет лесостепная зона, к северу от тайги до Ледовитого океана господствуют безлесные пространства — тундра. Народы, населившие разные климатические зоны, должны были приспосабливать свое хозяйство к различным природным условиям. Этот исторический опыт сохраняет свое значение до наших дней.
В древнем каменном веке большая часть Евразии была покрыта ледниками, и первобытные человеческие коллективы занимались в основном охотой на крупных животных, пасущихся на свободных от льда пространствах тундры. С общим потеплением климата в верхнем палеолите ледник отступал к северу, за ним — в тундровый пояс — отступали мамонты и древние северные олени, а преследовавшие их первобытные охотники заселяли все более обширные пространства.
Археологи находят стоянки этих охотников с жилищами, каркасы которых сооружались из костей животных, добытых на охоте; отапливались жилища открытыми очагами. Верхнепалеолитические охотники использовали разнообразные каменные и костяные орудия — от наконечников копий и гарпунов до игл для сшивания одежды. Высоким достижением духовной культуры каменного века стало палеолитическое искусство: живопись, скульптура (резьба по кости); появились и первые украшения — бусы из бивней мамонта и просверленные для привешивания клыки песцов украшали головной убор одного из мальчиков, погребенных на стоянке Сунгирь под Владимиром.
Вожделенной добычей палеолитических охотников был мамонт, мясом которого моГдолго кормиться целый охотничий коллектив; кости и шкура мамонта шли на строительство жилищ. Недаром древние художники любили изображать мамонта на стенах пещер, вырезали его фигурки из кости. Изображение мамонта в Каповой пещере на Урале выполнено охрой — это уникальный образец палеолитической живописи в Северной Евразии.
Центральным образом древнейшего искусства стало изображение женщины — костяные статуэтки «палеолитических венер» обнаружены на стоянках Костенки под Воронежем, Мальта в Сибири и др. Считается, что этот образ отражает основы социального — родоплеменного (первобытно-общинного) строя. Основными социальными связями внутри групп охотников были кровнородственные, счет родства велся по преимуществу по материнской линии: ведь именно женщины были хранительницами домашнего очага, пока мужчины бродили в поисках охотничьей добычи (иногда эпоху первобытного материнско-родового строя неточно называют эпохой матриархата, «власти матерей»). Кроме того, женщины были кормилицами, собиравшими дикорастущие растения: эта пища была менее калорийной, чем мясо убитых животных, зато собирательство не зависело от охотничьей удачи.
В среднем каменном веке (мезолит), наступившем около 10 тыс. лет назад, исчезла крупная дичь, возросло значение рыболовства, охоты на мелких животных и был изобретен лук. Все большую роль в жизнеобеспечении первобытных коллективов играло собирательство дикорастущих съедобных растений. Разнообразный опыт хозяйственной деятельности в разных природных условиях привел к возникновению производящего хозяйства уже в новом каменном веке.
2. Возникновение производящего хозяйства. Формирование языковых семей
Эпоха нового каменного века — неолита — наступила в Северной Евразии около 6 тыс. лет назад. Присваивающее хозяйство — охота, рыболовство и собирательство — стало уступать место производящему: земледелию и скотоводству. Северный евразийский регион был периферией древнейших очагов земледелия, сформировавшихся на Ближнем и Дальнем Востоке 8–6 тыс. лет назад, но контакты с этими очагами способствовали становлению производящего хозяйства сначала в Юго-Восточной Европе и Средней Азии, а затем, к 3 тыс. до н. э., — в степной и лесостепной полосе. До недавнего времени считалось, что в лесной зоне присваивающее хозяйство безраздельно господствовало вплоть до 2 тыс. до н. э. (бронзового века), но последние исследования почв, содержащих пыльцу культурных злаковых растений, показали, что земледелие распространилось на Восточно-Европейской равнине в неолите.