СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БТ и МВ КА — бронетанковые и механизированные войска Красной Армии;
ГБТУ — Главное бронетанковое управление;
ГКО — Государственный Комитет Обороны;
ДТ — пулемёт Дегтярёва, танковый
ДШК — пулемёт Дегтярёва-Шпитального, крупнокалиберный;
КБМ — конструкторское бюро машиностроения;
КПВТ — крупнокалиберный пулемёт Владимирова, танковый;
МТО — моторно-трансмиссионное отделение;
НИИБТ — Научно-исследовательский институт бронетанковой техники;
НКТП — Народный комиссариат танковой промышленности;
ОКБТ — Особое конструкторское бюро танкостроения;
РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия;
САУ — самоходная артиллерийская установка;
ТПУ — танковое переговорное устройство;
ТТТ — тактико-технические требования;
ТУ — технические условия;
ЧКЗ — Челябинский Кировский завод
ЛИТЕРАТУРА
1. Тяжёлый танк (модернизированный). Руководство. — М., Воениздат, 1947.
2. Руководство по материальной части и инструкция по эксплуатации танка ИС-3. — М., Воениздат, 1955.
3. Руководство по материальной части и инструкция по эксплуатации танка ИС-3 — М., Воениздат, 1962.
4. Танк ИС-ЗМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М., Воениздат, 1974.
5. Руководство по эксплуатации тяжёлого танка (модернизированного). — М., Воениздат, 1946.
6. Солянкин А., Павлов М., Павлов И., Желтое И. Отечественные машины. 1941 — 1945 гг., т. 2. — М., ООО «Экспринт», 2005.
7. Попов Н., Петров В., Попов А., Ашнк М. Без тайн и секретов. 2-е изд. — СПб., ИТЦ «Ирана», 1997.
8. Чубачин А. Тяжёлый советский танк ИС-З/ИС-ЗМ. Бронетанковая техника на службе в ВС СССР. — М„ ООО «БТВ-КНИГА», 2007.
Следующий номер «Бронеколлекции» — монография «Транспортёры танков»
Тяжёлый танк ИС-3
Судьба тяжёлого танка ИС-3 далеко не проста и неоднозначна. Хотя его и называли «танком Победы» — именно ему выпала честь пройти поверженным Берлином в совместном военном параде участников антигитлеровской коалиции — однако на поля сражений Великой Отечественной войны он определённо опоздал. Более того, предполагалось, что после войны ИС-3 станет основой мощи советских танковых войск, но из-за по-военному сжатых сроков разработки он оказался недоработанным, ненадёжным в повседневной эксплуатации и, подвергаясь в 1940 — 1950 гг. постоянным модернизациям, проводил больше времени на ремонтных заводах и базах хранения, чем в боевых частях.
Тем не менее, не подлежит сомнению тот факт, что своими конструктивными решениями и оригинальными рациональными формами танк ИС-3 оказал большое влияние на всё послевоенное мировое танкостроение.
К 1943 г. руководству фашисткой Германии удалось обеспечить перевооружение Вермахта. Особенно наглядно это проявилось на примере танковых и противотанковых формирований. Появились новые «тигры», «пантеры», «Фердинанды», а противотанковая артиллерия вместо 37-мм и 45-мм орудий, с которыми она вступила в войну против СССР, получила орудия калибра 75 мм и 88 мм. В их боекомплекте, кроме обычных калиберных бронебойных снарядов, уже имелись подкалиберные и кумулятивные. В результате бронепробиваемость немецких противотанковых средств существенно возросла, впервые с начала войны превзойдя уровень бронезащиты тяжёлых танков, состоявших на вооружении нашей армии.
К тому же изменилась и тактика немецких подразделений, особенно принципы построения тактической обороны. Так, если ещё в 1942 г. оборона подразделений образовывалась системой опорных пунктов, эшелонированных в глубину всего на 3 — 4 км, то теперь она стала сплошной, а глубина только главной её полосы составила 10 — 15 км.
Печальным следствием этих нововведений стали значительные потери, понесённые советскими бронетанковыми войсками в 1944 г. Требовались разработка и принятие на вооружение РККА нового мощного танка прорыва.
Такой машиной стал тяжёлый танк ИС-1 («Иосиф Сталин») с 85-мм орудием, принятый на вооружение Постановлением № 4043 Государственного Комитета Обороны от 4 сентября 1943 г., а также ИС-2 с 122-мм орудием, принятый на вооружение Постановлением ГКО №4479 от 31 октября 1943 г.
Танки серии ИС срочно запустили в производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Потребность в них была так велика, что очередным Постановлением от 27 декабря 1943 г. ГКО обязывал Народный комиссариат танковой промышленности (НКТП) довести производство танков ИС-2 и самоходок на его базе до 300 единиц в месяц.
Однако поспешность в проектировании и доводке, а также лихорадочная скорость, с которой они ставились на серийное производство, негативно сказались на качестве выпускаемых машин. В ходе эксплуатации ИС-2 выявились существенные конструктивные просчёты.
Колонна ИС-3 на параде союзников в Берлине в честь окончания Второй мировой войны проходит по Шарлоттенбургскому шоссе 7 сентября 1945 г. В составе колонны 52 танка выпуска 1945 г.
Особенно ненадёжной оказалась трансмиссия — коробка передач, главный фрикцион. Только 40 % выпущенных машин выдерживали сдаточные испытания с первого предъявления, остальные военная приёмка заворачивала на доработку. В духе того времени приказом по НКТП № 235 от 15 апреля 1944 г. даже указывалось, что если качество выпускаемой на ЧКЗ продукции не улучшится, то должностные лица завода будут привлечены к строгой ответственности.
Чтобы выправить ситуацию и повысить качество изготавливаемых ИС-2, руководство наркомата пошло на экстраординарные меры — с декабря 1943 г. каждый пятидесятый выпущенный танк должен был испытываться сдаточным пробегом на 300 км, а одна машина из месячной программы подвергаться гарантийному пробегу в 1000 км.
8 апреля 1944 г. вышло следующее Постановление ГКО №5583 «Об изготовлении опытного образца нового тяжёлого танка на Кировском заводе», посвящённое вопросам улучшения и модернизации ИС-2.
Кроме низкого качества изготовления танков, это постановление было вызвано также необходимостью принятия мер по усилению их броневой защиты. В начале 1944 г. анализ боевых повреждений этих машин показал, что литые лобовые листы корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушки «тигров» с дистанции 1000 — 1200 м, а 75-мм снарядами «пантер» — с дистанции 900 — 1000 м. Поэтому Главное бронетанковое управление (ГБТУ) потребовало существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не поражались ни с каких дистанций.