Приобщение к тайне
Примерно в четырех с половиной сотнях километров к югу от Лимы, современной столицы Перу, и в сорока километрах от побережья Тихого океана находится плато Наска, загадка которого будоражит воображение многих исследователей уже не один десяток лет.
Сейчас не составляет никаких проблем добраться сюда – комфортабельный двухэтажный автобус из Лимы домчит вас по ровному панамериканскому шоссе до Наска буквально за несколько часов. Небольшой городок на краю пустыни приветливо встречает туристов очень уютными отелями самого разного ранга. А в местных ресторанчиках можно не только перекусить и расслабиться со слабеньким перуанским коктейлем «Писка-сюр» или напитками покрепче, но и посмотреть колоритное индейское шоу. И конечно же, послушать знаменитого «Кондора» в самых неожиданных аранжировках.
Туристов в Наска любят, поскольку они дают возможность неплохо существовать местному населению в весьма неприветливом районе страны. Ведь не будь тут такого иностранного потока, совершенно непонятно, за счет чего люди могли бы здесь выживать.
Плато Наска – это удивительно ровная и совершенно безжизненная пустыня в одном из самых сухих мест на Земле. Дожди выпадают здесь в среднем раз в два года и продолжаются не более получаса, хотя и в этом случае дождями их порой бывает сложно назвать. А близость к экватору приводит к тому, что даже во время местных «зимних» месяцев днем плато прогревается настолько, что становятся видны потоки горячего воздуха, поднимающиеся вверх от раскаленных камней, которые за долгие годы в этих условиях получили так называемый «пустынный загар» – потемнели от жары и солнца.
И все-таки здесь, где, казалось бы, ничего больше и быть не может, на поверхности плато переплелись между собой изображения животных и людей, геометрические фигуры и линии. Прямоугольники, трапеции, треугольники, фигуры кита, обезьяны, паука, кондора, колибри, неизвестных животных и растений. Вместе все это образует странный причудливый узор, который покрывает громадную площадь – в несколько сотен квадратных километров. Именно этот узор и привлекает сюда многочисленных туристов, потока которого хватает даже для того, чтобы поддерживать жизнь местного аэропорта с небольшими прогулочными самолетами, с которых туристы имеют возможность рассмотреть самые впечатляющие детали загадочного узора на земле (Рис. 1-ц).
Рис. 1-ц
«За много веков до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире… По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходиться смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, которые вычерчены на равнине как будто гигантской рукой…» (М.Райхе. «Тайны пустыни»).
Рис. 1. Изображение птицы-змеешейки на плато Наска
Кто создал гигантский «мольберт» – природа или человек?.. Кто, когда и зачем так разрисовал безжизненную пустыню?.. Откуда взялись странные рисунки на земле?..
Ответ на эти вопросы вот уже много лет пытаются найти не только профессиональные археологи и историки, но и энтузиасты-любители по всему миру. Версии, которые выдвигаются по поводу происхождения и назначения линий и рисунков, настолько разнообразны и порой настолько фантастичны, что образуют смесь, не менее причудливую, чем сами геоглифы Наска. А информация о пустынном плато и изображениях на его поверхности настолько приправлена самыми невероятными слухами и домыслами, что порой даже весьма искушенному читателю чрезвычайно сложно разобраться в реальном положении дел на плато Наска и понять, в каком источнике излагаются реальные факты, а в каком нет ничего кроме откровенного вымысла и фантазий автора, который (увы, и такое отнюдь не редкость) сам на плато никогда не был и геоглифов в глаза не видел…
В принципе, казалось бы, ничего особенного странного в самом факте рисунков нет, ведь человек всегда любил рисовать. И рисовал на всем, что попадалось под руку – на бумаге, на стенках, на камнях. Вот такая уж у него тяга к самовыражению, которая прослеживается с самых ранних периодов существования человечества как такового.
Стремление к рисованию у человека столь велико и имеет столь давние корни, что исследователи используют даже специальную терминологию, чтобы отличать одни изображения от других. Так фрески – это изображения на стенах (как естественных пещер, так и искусственных сооружений). Петроглифы – рисунки на камнях и скалах. Геоглифы – изображения на земле…
Рядом с тем же плато Наска, на некоторых из окрестных гор есть, например, петроглифы, которые нанесены как непосредственно на скалы, образующие гору, так и на большие осыпавшиеся валуны.
Рис. 2. Петроглиф в окрестностях Наска
Что же тогда странного в том, что здесь есть и геоглифы – рисунки на земле?.. И почему такое пристальное внимание именно к плато Наска?..
Геоглифы известны на самых разных континентах. Есть они в Австралии, в европейской Англии, в североамериканской Калифорнии. Есть и в сразу нескольких странах Южной Америки – в Чили, в Перу, в Боливии. Однако если в других регионах планеты это единичные изображения преимущественно животных и людей, не представляющие чего-то особенно удивительного, то в центральных районах Перу мы сталкиваемся с линиями, полосами и геометрическими фигурами. Вдобавок, на хоть и довольно большом, но все-таки ограниченном пространстве плато Наска имеет место прямо-таки невероятная концентрация геоглифов – их количество исчисляется тут тысячами!.. И в этом-то и состоит уникальность этого региона, его кардинальное отличие от всех других мест.
Рис. 3. Геоглифы в Англии
В первую очередь в Наска привлекают внимание изображения животных, достигающие порой в размере десятков и даже сотен метров. Так, скажем рисунок колибри имеет длину 50 метров, паук – 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица протянулась в длину на 188 метров. Эти же изображения и наиболее известны.
Но таких информативных рисунков чуть более трех десятков. Все остальное – это геометрические фигуры: на Наска сейчас насчитывают 13 тысяч линий, около сотни различных спиралей, свыше семи сотен прямоугольных и трапециевидных площадок. Среди этих строгих форм разбросаны бесчисленные «полузаконченные фигуры», зигзаги, штрихи, отрезки, прямые лучи и криволинейные образования. Вдобавок ко всему, на плато расположено более десятка так называемых «центров» – точек, из которых в разные стороны отходят линии и полосы.