Вряд ли какое-нибудь элитное формирование вооруженных сил Третьего Рейха понесло в войну потери большие, чем потери среди экипажей подводных лодок кригcмарине. В войну погибло примерно 75–80 % германских подводников, однако боевой дух питомцев Дениц оставался на исключительно высоком уровне до самого последнего дня войны в Европе. В массе своей германские подводники сохранили столь не типичный для Второй мировой войны дух рыцарства, хотя, конечно, и среди них встречались исключения.
Действия субмарин могли быть успешными только если команда действовала как единое целое, здесь каждый моряк зависел друг от друга. Экипажам лодок (48 человек на типе VII и 55 — на типе IX) по многу недель приходилось проводить в тесноте, без дневного света, а часто вообще в темноте, в жутких погодно-климатических условиях Атлантики, выполняя при этом такую необходимую для Рейха и крайне опасную для команды работу. Особые условия существования вырабатывали особые отношения внутри трудовых коллективов подводных лодок, тот самый элитный боевой дух.
После войны многие с позволения сказать «историки» пытались преуменьшить достижения людей Деница на ниве подводной войны. Более компетентный по сравнению с «историками» человек по фамилии Черчилль оценил работу U-ботов очень высоко:
— В войну я реально боялся одной-единственной угрозы — германских U-ботов.
Хронология
1 октября 1933 г. основано Unterseebootsabwehrschule
29 июня 1935 г. на воду спущена субмарина U-1
27 сентября 1935 г. в командование Unterseebootsflotille 1 Weddigen вступил фрегатенкапитан Карл Дениц
1 января 1936 г. капитан цур зее Карл Дениц занял пост фюрера дер унтерзеебот
4 августа 1938 г. вступила в строй первая подводная лодка тип IX
4 сентября 1939 г. лайнер «Атения» потоплен субмариной U-30
14 октября 1939 г. первый значительный успех в подводной войны — субмарина U-47 под командованием Гюнтера Прина потопила в Скапа-Флоу британский линкор «Ройал Оак».
7 марта 1941 г. Гюнтер Прин погиб (дата гибели предположительна)
17 марта 1941 г. погиб Иоахим Шепке, Отто Кречмер попал в плен; Германия лишилась троих своих ведущих асов подводной войны
9 мая 1941 г. субмарина U-110 захвачена англичанами
14 ноября 1942 г. субмарина U-81 потопила британский авианосец «Арк Ройал»
15 ноября 1941 г. спущена первая «дойная корова» — субмарина снабжения U-459, тип XIV
25 ноября 1941 г. субмариной U-331 потоплен линкор «Бархэм»
13 января 1942 г. начало операции «Паукеншлаг» — действия германских субмарины прибрежных водах США
5 июля 1942 г. координированными атаками авиации и подводных лодок разгромлен конвой PQ-17
12 сентября 1942 г. субмарина U-156 потопила пассажирский лайнер «Лакония», во время спасения уцелевших моряков и команды лайнера и пассажиров лодку атаковали самолеты союзников; после данного инцидента германским субмаринам запретили выполнять спасать людей с потопленных или судов и кораблей
20 января 1943 г. Карл Дениц стал гроссадмиралом, командующим ВМС Германии
20 марта 1943 г. крупнейшая битва с конвоем — атака «волчьими стаями» конвоев SC-122 и НХ-229
24 мая 1943 г. по причине возросших потерь Дениц отдал приказ всем U-ботам вернуться из Северной Атлантики в базы
17 апреля 1944 г. спущена первая лодка тип XXIII
12 мая 1944 г. спущена первая субмарина тип XXI
Рекрутирование
Хотя подводный флот Третьего Рейха не являлся добровольческим формированием, как это иногда утверждается не сильно добросовестными авторами, все-таки большинство моряков в так называемый «Freikorps Donitz» набиралось именно на добровольной основе. В 30-е годы происходил стремительный рост численности вооруженных сил Третьего Рейха. Физически развитые, политически грамотные, образованные с техническими знаниями молодые люди требовались многим родам войск. Флоту приходилось выдерживать острейшую конкуренцию, прежде всего с люфтваффе и панцерваффе. Флот хотел рекрутировать именно технических специалистов — механиков, рабочих промышленных предприятий.
Фото: плакат, призывающий добровольно идти служить в кригсмарине. Подводники пользовались большим уважением у всего электората Германии, поэтому на плакате поместили изображение субмарины.
К моменту начала войны на флот призывали контингент в возрасте от 17 до 23 лет. Добровольцы направляли прошение в адрес командования флота Северного моря или флота Балтийского моря. При распределении для дальнейшего прохождения службы принимались в расчет физические кондиции новобранцев, рост, вес, религия, образовательный уровень, место рождения, знания техники и иностранных языков, спортивные достижения, участие в политических движениях — особенно приветствовались члены марине гитлерюгенд. К заявлению прикладывались две фотографии, как на паспорт, и выданный полицией сертификат добровольца, который подтверждал отсутствие криминального прошлого у соискателя и достоверность анкетных данных кандидата. Позже стали требовать еще и родословную — типа «истинный ариец, беспощадный к врагам Рейха с нордическим характером». Прошедший предварительный отбор доброволец проходил медицинскую комиссию у местных эскулапов. Интересный факт: на первом месте в плане здоровья у будущих моряков стояли зубы!
Фото: повестка о призыве на службу в военный флот. Поначалу моральных дух призывного контингента был очень высок и призывники откровенно радовались повесткам. Воистину — что немцу в радость, то русскому смерть.
Далее перспективный юноша попадал на призывную комиссию своего военного округа, где проводилось углубленное медицинское обследование военными врачами, после чего оформлялись все необходимые бумаги.
Такой подход к добровольному призыву существовал до 1941 г., когда требования значительно ослабили.
Новобранец приступал к тренировкам и обучению в одной из школ морского резерва — Schiffsstammdivision.
Во времена Третьего Рейха все юноши завершали свое обязательное образование 6-месячной практикой в Трудовой службе Рейха — Reichs Arbeitsdienst, весьма эффективной паравоенной организации. Только теперь юноша мог осуществить свою мечту о службе Рейху на военной ниве. Ненормальный мечтатель получал повестку в виде телеграммы от командования военного округа, к которому он был приписан. На призывной комиссии юноша получал личный идентификационный номер, после чего получал право официально именоваться «призывником». Кроме того, призывник получал «солдатскую книжку», с которой уже не расставался до конца службы или до своей гибели.