Сергей Соколов
Перевал Дятлова. Истории Сергея Соколова. Том 2
Предыдущие истории книги опубликованы в первом томе книги.
История
46.
Шары
АДА – 6.
Небольшой комментарий. Шары АДА и вопросы, связанные с ними, в то время были очень секретной темой. О них знали лишь те, кто этим вопросом занимался. Неудивительно, что Лев Иванов не знал о них не только в 1959-м году, но и в 1990-м, когда он опубликовал свою статью. Но те неопознанные летающие объекты, о которых он пишет, вполне могли быть и шарами АДА. По его мнению, они земного происхождения и управляемы земным разумом. И даже цель их использования, как элемента игры разведслужб, им установлена достаточно чётко. Что касается "людей" или "астронавтов", то и здесь Иванов прав. Конечно, физически внутри шаров не было людей. Но в шарах был их интеллект, их разум, их замысел, их программа. Шары всё равно работали под управлением людей. И, как и предполагал Иванов, "астронавты" себя проявили. Как? С появлением спутниковой космической разведки огненные шары перестали летать над Уралом. И сразу стало понятно, кто их посылал и кто ими управлял.
Прежде чем закончить статью, хочется немного порассуждать о ситуации вокруг саранпаульского шпиона. Шпиона задержали во второй половине 1958 года. По версии "Пеленг огненных шаров", изъятая у него аппаратура планировалась к использованию нашими спецслужбами во время похода Семёна Золотарёва. Это означает, что аппаратура не использовалась примерно в течение полугода. Согласитесь, если бы она использовалась ранее, то шар тоже приземлили бы ранее, и задание Золотарёва было бы уже не нужно.
Допустим, был бы налажен канал получения сброшенных контейнеров. Но такого не было. Если задание поручили Золотарёву, значит, это была первая попытка завладения контейнером шара. И тогда возникает вопрос: – А что же было до этого? Почему шары пролетали мимо и их никто не приземлял? Вот какой вопрос неизбежно возник бы у спецслужб противника. И чтобы он не возник, нужно было приземлить самый первый шар после задержания саранпаульского шпиона. Иначе противник бы обо всём догадался, и шанс был бы упущен. О чём это говорит? Что шаров, запущенных в этот промежуток времени, не было. И что вообще шары, приземляемые в этом районе, прилетали редко. Две причины этого видятся. Первая – очевидно, это были шары, запущенные не с запада на восток, которых было множество и которые могли сфотографировать только узкую полоску Урала и расположенных на нём объектов, а с юга на север, с базы в Турции, пролетавшие над всем Уралом и дающие полную картину военного и промышленного развития этой важной части страны. Кстати, насчёт военного аспекта. Шары АДА использовались ещё и для раскрытия точек размещения системы нашей ПВО путём засечки сигналов РЛС, работающих на пеленгацию шара. Это конечно делал уже не шар, а приграничные РЛС противника. Видимо, воздушные потоки в стратосфере, обеспечивающие такой маршрут, были только лишь в определённые календарные сроки. И вторая причина – для разведки противника было достаточно небольшое количество пролётов шаров над Уралом. Тем более было важно приземлить эти шары, а не отправить их дальше на север через полюс в Аляску. И получить информацию, содержащуюся в аппаратуре контейнера.
Теперь о возможном задании Золотарёва.
Многие читатели недоумевают, почему Семён Золотарёв, который так стремился пойти в поход с группой Согрина, который участвовал в тренировках группы, который жил на квартире родителей Согрина вдруг резко меняет своё решение и идёт в поход с группой Дятлова, ссылаясь на более короткие сроки окончания похода. Но извините, Золотарёв прибыл с Коуровской турбазы 28 декабря 1958 года, и сроки окончания походов уже тогда были известны, но они его почему-то не смущали. Проект похода группы Дятлова 8 января 1959 года уже утверждён и сроки его известны. Как опытный турист, он не мог не знать, насколько непросто бывает перекомплектовать участниками две группы за два дня до похода. И всё же он идёт на это, и чиновники спортивных организаций тоже идут на это. Разумного объяснения этому моменту нет. Нет, если не брать во внимание версию "Пеленг огненных шаров". А если брать? Тогда всё встаёт на своё место.
Первоначально поход группы Дятлова по Северному Уралу не планировался. Дятлов собирался идти на Приполярный Урал в поход с пятикурсниками. И на Приполярный же Урал шёл со своей группой Сергей Согрин.
Давайте подумаем, какое задание всё-таки было у Золотарёва. Приземлить шар и завладеть контейнером. А что дальше? А дальше этот контейнер должен был кто-то забрать. Кто-то – это представители наших спецслужб. Где, когда и каким образом, это не так важно. Важно, что было бы дальше. Если играть со спецслужбами противника в игру с подставным шпионом, то содержимое контейнера надо передать резиденту или оставить в месте, куда он за ним придёт. Допустим, таким образом можно продвинуться ещё на один шаг в разоблачении шпионской цепочки. Всего на один шаг. Но за это надо было отдать содержимое контейнера. Что было бы ещё дальше? Следующий шар, и опять отдать всё резиденту. И в чём тогда смысл этой игры? Подменить содержимое контейнера было нельзя. Во-первых, нечем. Во-вторых, как бы профессионально ни изготовить ложные плёнки, всё равно это будет замечено.
И в-третьих, всё то, что нашим спецслужбам удалось бы скрыть, будет сфотографировано следующим шаром, а жить в тайге Золотарёву вечно весьма проблематично.
Поэтому игра в подставного шпиона не имела смысла и не могла иметь место. А что же тогда место имело? Приземление шара и передача контейнера для изучения и работы нашим спецслужбам.
И вот теперь главное. Нашим спецслужбам было всё равно, где приземлить шар, на Приполярном Урале или на Северном. Единственное, что было нужно, это чтобы шар прилетел и Золотарёв с пультом наземного оператора его встретил. И для этой цели даже больше подходил Приполярный Урал, куда направлялась группа Согрина. Почему лучше подходил? Дальше от глаз людских. От резидента, с которым общался саранпаульский шпион. От данной шпионской цепочки вообще.
И организаторы перехвата шара именно поэтому решили прикомандировать Золотарёва к группе Согрина. Всё было очень серьёзно, от оформления документов до личных вещей Золотарёва на квартире родителей Согрина. Всё было отлично. Всё, кроме одного. Никто не знал точно, где полетит шар. Поход Согрина был по Уральскому хребту и к западу от него. А если шар полетит к востоку