Ознакомительная версия. Доступно 36 страниц из 179
В лето Господне 1420 конец света не наступил
Хоть многое говорило о том, что наступит
Не оправдались мрачные пророчества хилиастов,предсказывавших дату Конца вполне точно, а именно в первый понедельник февралямесяца 1420 года после святой Схоластики.[1] Ну что же, кончилсяпонедельник, потом вторник, затем среда – и ничего. Не наступили Дни Искупленияи Возмездия, предваряющие приход Царствия Божия. Не был – хоть и завершилосьтысячелетие – освобожден из заточения своего Сатана и не вышел, дабы обольщатьнароды в четырех углах Земли. Не сгинули от меча, огня, глада, града, клыковхищников, скорпионьих жал и змеиного яда все грешники мира и супротивники Бога.Тщетно ожидали верные пришествия Мессии на горах Фавор, Беранек, Ореб, Сион иОливной, впустую ожидали второго пришествия Христа quinque civitates,[2] названные в пророчестве Исайи пять избранных городов, которымисочли Пильзно, Клатовы, Лоуны, Сланы и Жатец. Конец света не наступил. Мир непогиб и не сгорел. Во всяком случае – не весь.
Но все равно было весело.
Нет, похлебка и впрямь что надо, густая, пряная, да и жиране пожалели. Давненько я такой не пробовал. Благодарствуйте, многоуважаемые, заугощение, благодарствую и тебя, корчмарь. Не побрезгаю ли, спрашиваете, пивом?Нет, пожалуй, нет. Если дозволите, то с удовольствием. Comedamus tandem, etbibamus, eras enim moriemur.[3]
He было конца света в 1420 году, не было и год спустя, идва, и три, и даже четыре. Все текло, я бы так сказал, своим естественнымпорядком: шли войны, множился мор, неистовствовала mors nigra,[4]распространялся глад. Ближний убивал и обворовывал ближнего, алкал жены его ивообще был ему волк волком. Евреям то и дело устраивали какой-никакойпогромчик, а еретикам – костерок. Из новенького же – скелеты в потешных прыжкахотплясывали на кладбищах, смерть с косой шагала по Земле, инкуб ночьювскальзывал меж дрожащих ляжек спящих девиц, одинокому ездоку на урочище стрыгаусаживалась на шею. Дьявол явно вмешивался в повседневные дела и кружил промежлюдей tanquam leo rugiqns, аки лев рыкающий, ищущий, кого бы пожрать.
Много в то время скончалось достойных людей. Нет, конечно, иродилось немало, но как-то уж повелось, что даты рождений по-странности вхрониках не записывают и никто их толком не помнит. Ну, может, только матери,да еще в тех случаях, когда у новорожденного оказывалось две головы или поменьшей мере два кутаса.[5] А вот коли смерть, ну, тут уж дататочная, будто в камне высечена.
Так в 1421 году, в понедельник после Средьпостноговоскресенья, умер, прожив отмеренные шестьдесят лет, в Ополе Ян apellatus[6] Кропидло, князь пястовских кровей и episcopus vloclaviensis. [7] Перед смертью он пожертвовал городу Ополе шестьсот гривен.Говорят, часть этой суммы пошла во исполнение воли преставившегося на известныйопольский бордель «У рыжей Кунди». Услугами этого заведения, размещавшегося назадах монастыря Младших Братьев,[8] епископ-гуляка пользовалсядо самой кончины, правда, под конец жизни только в качестве зрителя.
Летом же – точной даты не упомню – года 1422-го умер вВенсене король английский Генрих V, победитель под Азинкуром. Пережив его всегона два месяца, преставился король Франции Карл VI, к тому времени уже пять леткак вконец свихнувшийся. Корону возжелал получить сын безумца, дофин Карл.Однако ж англичане не признали его прав. Да ведь и сама матушка дофина,королева Изабелла, уж давно объявила его внебрачным сыном, зачатым в некоторомудалении от супружеского ложа с вполне нормальным мужчиной. А посколькунезаконнорожденные престол не наследуют, законным монархом Франции сталангличанин, сын Генриха V, малолетний Генричек, всего-то девяти месяцев отроду. Регентом же во Франции стал дядя Генричка, Джон Ланкастер, герцогБедфорд. Этот на пару с бургундцами держал северную Францию с Парижем, югом жевладели дофин Карл и Арманьяки. А промеж их владений среди трупов на побоищахвыли псы.
А в году 1423 на Троицын день умер в замке Пенискола близВаленсии Петр де Луна, авиньонский папа, проклятый схизматик, до самой смертивопреки решениям двух соборов именовавший себя Бенедиктом XIII.
Из других, что в то время померли и которых я помню, скончалсяЭрнест Железный Габсбург, властитель Штирии, Каринтии, Краины, Истрии иТриеста. Умер Ян Рацибор, князь пястовской крови, а одновременно ипшемыслинской. Помер молодым Вацлав, dux Lubiniensis, умер князь Генрик, напару с братом Яном правивший в Зембицах. Умер на чужбине Генрик dictusРумпольда, князь Глогова и ландвойт Верхних Лужиц.
Умер Миколай Тромба, архиепископ гнёзненский, мужблагородный и умный. Умер в Мальборке Михель Кюхмайстер, Великий Магистр ОрденаПресвятой Девы Марии. Умер также Якуб Ленчак по прозвищу Рыба, мельник из-подБытома. Ну конечно, признать надо, был он менее знаменитым и известным, нежеливышеназванные, зато я знал его лично и даже пивал с ним. А с теми, чтоперечислены ранее, мне пивать как-то не доводилось.
Ознакомительная версия. Доступно 36 страниц из 179