Ирина Рябинина
Про Волгу-Матушку и людей
Жила-была на земле Река, так долго, что сама уже не помнила, когда родилась. Но, помнят древние камни, как однажды забил из-под земли слабенький родничок, вырвался на свободу звонким холодным потоком живой воды, побежал, потек по камням, по землям, по пескам. Обнимал родничок землю и радовался тому, что может так быстро и легко бежать. Обнимал встреченные на пути родники, ручьи и речки. Питался талой и дождевой водой. И вырос в могучую Реку с бурными чистыми водами в крутых берегах.
Хотя Река жила очень долго, она была веселой и доброй, насколько это возможно для большой Реки. Любила всех, кто жил в ее водах и по берегам, как могла оберегала — давала места для жизни, воду и еду. Зимой укрывала водных обитателей от лютых морозов толстым ледяным панцирем. Весной щедро делилась водой и плодородным илом с землей и растениями по берегам. Давала дом всем, кто хотел жить в воде и около нее. Ласточкам — в высоких берегах, нутриям, бобрам и птицам — в зарослях прибрежных растений, рыбам — в толще воды, ракушкам — в илистом дне.
Текла Река мимо дремучих лесов, бескрайних лугов и обширных болот в море. Приносила с собой память о земле, по которой текла, и обо всем, что на этой земле происходило. Щедро делилась этой памятью с морем. А оно прятало память на дно, чтобы навсегда сохранить.
Жила так Река долгие годы. Пока не появились на ее берегах люди. Никогда не видела Река таких животных. Отличались они ото всех, кто жил рядом. Стали люди строить по берегам свои жилища. Река приняла их, потому что не делала различий между людьми и животными. Люди брали у Реки рыбу и воду, а она брала память о людях. Полюбили люди Реку. А Река полюбила людей, как и всех, кто жил рядом. Люди назвали Реку Волгой. Сама Река себя никак не называла, потому что имена придумали люди, чтобы различать все живое и неживое вокруг себя. А Реке имя без надобности, она и так знает, кто она, и всегда отличит одно от другого, и живое, и неживое.
Поселили люди в Реку своих богов. Стали отмечать на ее берегах праздники. Реке праздники нравились. Люди были веселые и счастливые, танцевали, жгли костры и бросали в воду всякие безделушки. Память об этих праздниках несла Река в море и аккуратно складывала на дно. Уважали Волгу за доброту и изобилие. Боялись за нрав суровый, за то, что разгневанная могла в одночасье унести деревню, погубить посевы. Стали звать Волгу «Матушкой».
Так было многие, многие годы. На берегах Волги выросли села, деревни, затем и города. Люди строили свои жилища, разрабатывали все больше земли, а Волга давала воду и рыбу для земли и людей.
Постепенно людям стало мало того, что давала Река. Они начали строить фабрики и заводы и брать воду и рыбу сами. Строить водопроводы и качать воду из Реки насосами в города и на поля. Обратно вода возвращалась грязной или не возвращалась совсем. Река промолчала. Потому что много в Реке было воды, и не жаль ее. Наберет из дождей и снега, очистит через водоросли и речное дно. Начали люди вылавливать сетями больше рыбы, чем могли съесть. Торговали рыбой, запасали на долгое время. И тут Река промолчала — много рыбы в реке.
Постепенно люди решили, что они Реке хозяева. Стали заковывать берега в камень, сливать в реку отходы городов, фабрик, заводов. Строили на реке плотины, перегораживая толстыми стенками русло, чтобы получать энергию. Тут Река заволновалась. Стала поднимать свои воды, пытаясь смыть людей со своих берегов. Тогда стали люди заливать берега бетоном и перекрывать плотины, чтобы самим решать, когда и сколько воды пойдет по руслу, а сколько — в поля, города, на фабрики и заводы. Все больше воды забирали люди, а та вода, что возвращалась, была грязной настолько, что Река не могла ее очистить.
Еще больше рыбы стали брать люди, да и ту не целиком, а только самые ценные части. Остальное так и бросали на берегах. Из-за плотин рыба не могла свободно плавать и плодиться. Постепенно рыба в реке стала пропадать.
Совсем забыли люди про уважение к Волге-Матешке, когда стали сливать в реку ядовитые отходы и выбрасывать мусор. Забыли, что селили в Реку своих богов, что кормила их Река и поила.
Однажды Волга заболела. Стала отравленной вода в Реке, а вместе с ней рыба и водные растения. Река медленно умирала. Но люди этого не замечали, потому что были заняты своими делами. Нельзя стало пить воду из Волги, поливать ею землю, потому что умирали посевы, сохли от этой воды сады. Стали болеть животные и люди.
Река долго болела и умерла. Перестала разливать свои воды и менять уровень. Замедлилось течение воды. Пропала в Реке рыба. Вода стала ядовитой. Испугались люди. Пошли они к Волге. Разрушили плотины, освободили берега, но не стала Река живой. Начали люди выращивать и выпускать рыбу в воду, но не выживала рыба в мертвой воде. Снова стали звать Реку «Матушкой», стали молиться и плакать, что голодно и холодно им без ее материнской заботы. Но не могла их слышать Река, так как была уже мертвой, и люди это поняли, да было уже поздно.
Стали люди обвинять друг друга в гибели реки. Начали драться и воевать. Еще больше стало смертей. Пока не погибли все люди на Волге. Кто от болезней, кто от голода, а кто в войне за то, кто виноват в смерти Реки-Матушки.
Встали заводы, опустели города и села, заросли сорняками поля. Превратилась земля вокруг в мертвую пустыню. Высохли леса, луга и болота. А вскоре начало болеть море, которое питалось водами реки. Слишком горькой была память, слишком много отравы попало в море с речной водой.
А доброго конца у этой сказки не будет, если люди не одумаются и не перестанут травить Волгу-Матушку.