От переводчика
Патерик – это разновидность литературы, которая на протяжении веков и до настоящего времени оставалась и остается хранительницей древней монашеской традиции. Жанр патериков затмил все другие жанры монашеской литературы. Патерики сразу же начали переводиться на все языки христианского мiра, а количество рукописей, сохранивших нам эти сочинения, едва ли поддается учету. Речь идет о собраниях, содержащих короткие назидательные истории и высказывания известных монахов и получивших название «Изречения отцов», или «Патерики».
Патерики дошли до нас в двух основных формах: алфавитной и тематической. Алфавитная форма патерика представляет собой собрание высказываний прославленных аскетов, имена которых расположены по алфавиту.
Тематическая форма патерика, ядро которой составляют те же высказывания, организована по иному принципу, а именно по главам, каждая из которых посвящена отдельной теме (напр., глава III «О сокрушении»; глава XIV «О послушании» и т. д.), внутри же каждой главы авторы, как правило, следуют в алфавитном порядке, и замыкают главы изречения анонимных авторов.
Тематический патерик, предлагаемый в настоящем издании в переводе на русский язык под названием «Великий патерик, или Великое собрание изречений старцев», является наиболее полной и самой богатой по материалу версией, что произошло как за счет включения в него нескольких сот анонимных изречений, так и вследствие добавления пространных выдержек из аскетических сочинений (прп. Иоанна Мосха, аввы Зосимы и др.).
Для перевода нами было выбрано четырехтомное издание «Великого патерика», выпущенное исихастирием Рождества Пресвятой Богородицы в Фессалониках: Τὸ Μέγα Γεροντικόν / Θεματική συλλογή. Τ. I–IV. Ἔκδ. Ἱ. Ἡσυχαστηρίου «Τὸ Γενέσιον τῆς Θεοτόκου». Πανόραμα Θεσσαλονίκης, 2000. Греческий текст, взятый за основу данного издания, был составлен по трем рукописям: Coilsinianus gr. 108, Coilsinianus gr. 127 и Sinaiticus gr. 454.
Для редактирования, корректуры, сверки, дополнений и т. д. мы использовали следующие издания:
1. Критическое издание греческого тематического собрания, подготовленное Жаном-Клодом Ги (правда, лишь первая часть: главы І–ІХ): Les apophtegmes des pères / Collection systématique. Chapitres I–IX. Introduction, texte critique, traduction et notes par J.-C. Guy. Paris: Cerf, 1993 (Sources Chrétiennes, № 387).
2. Русский перевод с греческого, епископа Виссариона (Рождественского), «Древний патерик, изложенный по главам», 3-е изд., Москва, 1899 (перевод выполнен по двум московским рукописям бывшего Синодального собрания (№ 452, пергамен, ХІ–ХII вв. и № 163, пергамен, ХІІ–ХІII вв.).[1]
3. «Древний патерик», в переводе святителя Феофана Затворника, рукопись которого хранится в Русском на Афоне Пантелеймоновом монастыре.[2]
Таким образом, настоящая книга – «Великий патерик, или Великое собрание изречений старцев» – является на сегодняшний день наиболее полным собранием высказываний-апофтегм старцев-пустынников православного Востока. Она вдвое превосходит по объему столь популярный и любимый православными читателями «Древний патерик, изложенный по главам».
Многие отцы называли патерик «вторым Евангелием». И это неслучайно. В патерике мы видим живой, наглядный пример того, как первые отцы-пустынники понимали святое благовествование и осуществляли его заповеди в своей жизни. Поэтому данное издание может стать для каждого православного христианина, будь то монашествующие или благочестивые мiряне, практическим пособием и незаменимым руководством в жизни по заповедям Христовым.
ГЛАВА I. Наставления святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии
Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
Пс. 26, 14
1. Некто спросил авву Антония: «Что я должен делать, чтобы угодить Богу?» Старец сказал ему в ответ: «Сохрани то, что я заповедаю тебе. Куда бы ты ни пошел, имей всегда Бога пред очами своими; что бы ты ни делал, имей на то свидетельство из святых Писаний; и в каком бы месте ты ни поселился, не покидай его скоро. Сохрани эти три заповеди – и спасешься».
2. Авва Памво спросил авву Антония: «Что я должен делать?» Старец ответил: «Не полагайся на свою праведность, не жалей о прошедшем и будь воздержан языком и чревом».
3. Авва Антоний сказал: «Древние отцы удалялись в пустыню, получали исцеление, сами становились врачами и потом, вернувшись оттуда, исцеляли других. А мы, лишь только выйдя из мiра, прежде исцеления самих себя желаем врачевать других. Поэтому-то болезнь и возвращается к нам снова, и бывает последнее хуже первого,[3] и мы слышим от Господа: „Врач! Исцели самого себя“[4]».
4. Авва Андрей говорил: «Монаху приличествуют следующие три добродетели: странничество, нищета и молчание в терпении».
5. Авва Афанасий, епископ Александрийский, сказал: «Часто говорят некоторые из вас: „Где сейчас гонение, чтобы стать мучеником?“ Но ты стань мучеником в своей совести: умри для греха, умертви земные члены [5] – и станешь мучеником по произволению. Те противоборствовали владыкам и начальствующим, и у тебя есть противник – диавол, владыка греха, и начальствующие – бесы. Мучеников ставили перед алтарем, жертвой и мерзостью идолослужения – и в душе твоей установлен мысленный алтарь, и жертва, и достойный порицания идол. Алтарь – ненасытное чрево, жертва – чувственные наслаждения, идол же – дух похоти. Рабствующий блуду и преданный чувственным наслаждениям отрекся от Христа и поклоняется идолу, ибо в нем воздвигнут идол Афродиты – постыдная похоть плоти. Порабощенный гневом, яростью и не пресекающий беснование этой страсти отрекся от Христа, и бог для него – Арес, который является идолом неистовства. Сребролюбец и сластолюбец, заключающий утробу свою от брата своего и немилосердный к ближнему, отрекся от Христа и служит идолам, потому что в нем самом – идол Гермеса и он поклоняется творению вместо Творца, а ведь корень всех зол есть сребролюбие.[6] Итак, если ты будешь воздерживаться и сохранишь себя от безумных страстей, то разрушишь идолов, отвергнешь идолослужение и станешь мучеником, исповедующим доброе исповедание».[7]
6. Авва Виссарион сказал: «Когда случится тебе пребывать в мирном устроении и не иметь брани, тогда еще более смиряйся. Иначе, когда найдет на нас вредящая нам радость и самодовольство, мы можем возмечтать о себе – и тогда снова будем преданы брани. Часто Бог ради нашей немощи не попускает нам браней, чтобы мы не погибли».
7. Брат, живущий с другими братьями, спросил авву Виссариона: «Что мне делать?» Старец ответил: «Молчи и не считай себя чем-либо стоящим».
8. Авва Вениамин, умирая, сказал своим духовным чадам: «Делайте то, что я вам заповедаю, и тогда сможете спастись: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».[8]
9. Некто спросил авву Виара: «Что мне делать, чтобы спастись?» И он ответил: