Предисловие
Не так давно один человек, ехавший на автомобиле поскоростной дороге в Массачусетсе, увидел – или ему это показалось, – как другаямашина несколько впереди него неожиданно свернула с дороги и исчезла.
Это было одно из тех мимолетных впечатлений, которые могутоказаться иллюзией; но на водителя это так сильно подействовало, что оностановил свой автомобиль в том месте и обнаружил, что травянистый берег резкообрывался у глубокой реки.
Он подошел к берегу и действительно глубоко в воде увиделкрасный отсвет задних фар автомобиля.
Была вызвана полиция, и с помощью крана автомобиль поднялина поверхность. Внутри его оказалось тело мужчины, водителя.
Доктор Ричард Форд, заведующий гарвардской школой судебноймедицины и медицинский эксперт по Бостонскому округу, провел вскрытие. Человекумер, захлебнувшись в воде, и внешне какие-либо другие причины отсутствовали.Не было никаких признаков сердечного приступа или чего-то другого, что могло бывынудить водителя свернуть с дороги. Были, однако, косвенные указания на то,что водитель задумал самоубийство при обстоятельствах, которые создавали быкартину смерти «в результате несчастного случая», давая его наследникам правона двойное страховое вознаграждение.
Доктор Форд отверг версию самоубийства, несмотря на еще однукосвенную улику, говорившую в пользу этой версии, и полное отсутствие указанийна другие причины смерти. В тормозной системе автомобиля не было обнаруженоникаких неполадок, способных объяснить этот неожиданный прыжок водителя ввечность.
Сторонники версии самоубийства раскритиковали доктора Фордаза то, что ему не удалось, таким образом, установить причину смерти.
Доктор Форд, однако, будучи настоящим ученым, совершенноравнодушен как к похвалам, так и к критике со стороны общественности. Онруководствуется лишь собственной совестью, и совсем не важно, что могут сказатьили подумать люди.
Итак, доктор Форд спокойно оставался верен себе.
Месяцев шесть спустя, ночью, другой водитель на том жеучастке дороги заметил, как ехавшая впереди машина неожиданно резко вильнулавправо, упала в реку и исчезла.
Вновь об этом было сообщено властям, вновь кран извлек наповерхность автомашину в прекрасном техническом состоянии, внутри которой был утонувшийводитель без каких-либо других признаков насильственной смерти.
Затем провели тщательное расследование и установили, что всилу стечения обстоятельств, когда ехавший в перекрестном направленииавтомобилист срезал свой путь по незаметной дороге среди снопов сена,приближавшийся по главной дороге водитель, увидев яркий свет передних фар,естественно, резко сворачивал вправо, думая, что выехал на встречную полосу.Скользкий травянистый склон, круто спускавшийся к глубокой реке, довершалтрагедию.
В результате расследования доктора Форда на том месте былустановлен предохранительный барьер, что позволило предупредить новыенесчастные случаи.
Думаю, этот эпизод может служить типичным примером работыдоктора Форда.
Если возможно говорить о существовании американскойинтеллектуальной аристократии, то доктор Форд, несомненно, является членом этойизбранной группы. Его отец – один из наиболее широко эрудированных людей, какихя когда-либо встречал. В нем нет никакой чванливости. Это практичный, твердостоящий ногами на земле, симпатичный человек, в совершенстве владеющий самымиразнообразными и глубокими знаниями, какие может вместить человеческий мозг.Его мать – леди из Новой Англии, а для тех, кто знает Новую Англию, этоисчерпывающая характеристика.
Доктор Ричард Форд – ученый, мыслитель и один из наиболееопытных патологоанатомов в стране. Собратья по профессии, которых я просилвысказаться о его характере, выделяли верность этого человека – верностьдрузьям, верность профессии и науке.
Для меня было честью встретиться с ним на одном из семинаровпо расследованиям убийств в Гарварде под руководством капитана Франс Г. Ли,замечательной женщины, чей вклад в судебную медицину и криминальныерасследования только сейчас начинает приносить плоды признания и еще долгосохранит свое значение.
Наблюдать за доктором Фордом, проводящим вскрытие, –подлинное откровение. Его руки, столь искусные, что кажутся скорее частьюмозга, чем тела, движутся с проворством, представляющим квинтэссенциюприкладного мастерства. Он знает, что искать, где искать и как оценивать то,что он находит. Это, без сомнения, один из самых ясных умов в сегодняшнейсудебной медицине.
Лично я считаю одной из его самых значительных заслугсобираемую им великолепную картотеку цветных слайдов. Он пользуется ими, когдаего приглашают консультировать в различных концах страны.
Если обвинитель пожелает узнать, не производит ли контактнаярана определенного эффекта вследствие расширения газов, то доктор Форд можетвыложить великое множество слайдов, точно воспроизводящих тип контактной раны,о какой идет речь. Если человека интересует, сколько внешних и внутренних уликоставляет в разных частях тела рана от небольшого колющего предмета, напримерприспособления для колки льда, доктор Форд тут же покажет цветные слайды,иллюстрирующие все разновидности такого повреждения.
Это обычные слайды, которые может оценить непрофессионал.Обвинителю же, который, быть может, хочет посмотреть на некоторые изменения вклеточной структуре почек вследствие присутствия сулемы либо установить, невводился ли цианистый калий в виде облатки, доктор Форд продемонстрируетсоответствующие слайды.
Как правило, книги по судебной медицине не принимаются вкачестве подтверждения улик, но слайды, иллюстрирующие типичные случаи, обычнопринимаются. Поэтому собираемую доктором Фордом слайдотеку трудно переоценить.
В «Деле сердитой плакальщицы» я веду речь о косвенныхуликах, которые весьма непопулярны, но тем не менее представляют собой один изматематически наиболее точных методов доказательства, известных человеческомуразуму.
Косвенная улика безошибочна, если она полностьюдействительна. А плохую репутацию косвенной улике приносит неправильное еетолкование.
Это ошибочное толкование объясняется частично небрежностьюследователей. Это также результат неумения некоторых следователейкаталогизировать и сохранять все существенные элементы косвенной улики.
Слишком часто детектив на месте преступления делает вывод изатем лишь ищет улики в подтверждение этого вывода, предавая забвениюдействительно значительные элементы ценной улики.
Правосудие основывается на доказательствах, доказательстваосновываются на фактах. Работа, проводимая доктором Фордом, имеет такое большоезначение, что я написал это предисловие как свидетельство уважения к нему как кгражданину, и я посвящаю эту книгу ему как другу.