Ни тогда, ни теперь редко кто из нас знал биографии своих начальников. Пожалуй, такие сведения имел полковник Терского казачьего войска К. С. Лотиев, живший во Франции. От него я получил интересные сведения о Калитине. Вот они:
«Генерал от кавалерии Петр Петрович Калитин происходил из дворян Смоленской или Псковской губернии. Родился между 1845–1850 годами. Он был двоюродным братом военного министра генерала Куропаткина. Учился в Нижегородском (Аракчеевском) кадетском корпусе и, как он сам говорил, за „громкое поведение“ исключен из 4-го или 5-го класса. После этого поступил добровольцем в отряд генерала Скобелева и участвовал в Ахал-Текинской экспедиции. За боевые отличия награжден офицерским чином, а за взятие крепости Геок-Тепе получил офицерский Георгиевский крест 4-й степени. Это было в 1880 году.
Служба его до лета 1899 года протекала в Туркестане. Там он командовал Туркменским конным дивизионом, а в мае 1899 года назначен командиром 1-го Волгского полка Терского войска. Командовал полком блестяще, проявляя исключительную заботливость. Все смотры при нем, включая и смотр инспектора кавалерии великого князя Николая Николаевича (грозы кавалерии), проходили отлично. В 1902 году, во время Курских маневров, на которых присутствовал император Николай II, полк особенно отличился разведывательной службой и маневрированием „лавой“, что было отмечено приказом по войскам, которыми командовал военный министр генерал Куропаткин. Вскоре после этого, весной 1903 года, Калитин был произведен в генералы и назначен бригадным командиром 1-го Волгского и 1-го Линейного Кубанского войска полков. В 1905 или 1906 году он получил Забайкальскую отдельную казачью бригаду, а вскоре — Сибирскую отдельную казачью бригаду, с которой и вышел на войну, на Кавказский фронт в 1914 году. Утвердительно могу сказать, что он приписан в казаки Ессентукской станицы Терского войска».
Последние годы жизни Калитин провел Париже. В 1925 году там выступала громадная группа казаков-джигитов: 80 наездников, 40 человек хора трубачей, 100 человек хора песенников и 20 танцоров. С хозяйственными чинами всего было 250 человек. Все это возглавлял генерал Шкуро. Иногда на представление приходил генерал Калитин. Его казаки всегда звали на обед. В штатском костюме, слегка грузный и, как всегда, веселый, подвижный, он был приятен.
В 1928 или 1929 он умер в Париже. Французские газеты посвятили ему похвальные статьи как герою, отличившемуся при взятии крепости Эрзерум в 1916 году, и поместили его портрет в походной форме тех лет войны. Умер он в возрасте около 80 лет.
Генерал-майор Эльмурза Мистулов
О родословной Мистулова дал сведения тот же полковник Лотиев, его сослуживец и ближайший друг.
Отец Эльмурзы, Асламбек, был ротмистр. За отличие в Турецкой войне 1877–1878 годов имел два солдатских Георгиевских креста и чин офицера. Офицером служил в 1-м Горско-Моздокском полку Терского войска, а потом переведен в Дагестанский конный полк.
Эльмурза родился в 1869 или 1870 году. В 1890 году окончил Ставропольское казачье юнкерское училище и вышел подхорунжим в 1-й Волгский полк (тогда таким чином выпускали из юнкерских училищ). Как окончивший по 1-му разряду — через полгода он был произведен в чин хорунжего, со старшинством года окончания училища. В 1899 году, прибыв молодым хорунжим после окончания казачьей сотни Николаевского кавалерийского училища, я застал его «старым сотником». Мистулов пробыл в этом чине не менее 6 лет (тогда из сотников в подъесаулы производили «на вакансии», и были сотники, которые сидели в этом чине по 15 лет и дольше). Застал его в полку начальником учебной команды. В 1900 году, во время боксерского восстания в Китае, он уехал на Дальний Восток, где получил на Маньчжурской железной дороге «охранную роту». В июне 1902 года, перед царскими маневрами под Курском, вернулся обратно в полк. В 1904 году с Терско-Кубанским горским полком выступил на русско-японскую войну. За выдающиеся подвиги был награжден всеми боевыми наградами по его обер-офицерскому чину: до Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Золотым оружием, орденом Св. Георгия 4-й степени и чином есаула.
В 1906 году вернулся в войско и был командиром сотни 2-го Волгского полка. В 1908 году переведен в 1-й Горско-Моздокский полк. В 1911 году произведен в войсковые старшины и назначен помощником по строевой части командира 1-го Волгского полка. В 1913 году назначен в 1-й Кизляро-Гребенской полк и участвовал в Шахсевенской экспедиции в Персии. В начале 1914 года назначен командиром 2-го Сунженско-Владикавказского льготного полка, с которым и вышел на войну. Остальное вам известно и описано в ваших брошюрах. Он имел пять братьев. От третьего брата, есаула Дзанчека, выданного в Лиенце, остался сын, Эльмурза.
В. Бастунов прислал мне копию высочайшего приказа от 25 февраля 1907 года о награждении Мистулова орденом Св. Георгия 4-й степени, которую и помещаю в память о храбрейшем из храбрых.
«1-го Волгского полка Терского казачьего войска Эльмурзе Мистулову за выдающийся подвиг, мужество и храбрость, оказанные им 12 декабря 1904 года у деревни Бедагоу, когда, узнав, что сотник князь Эльдаров, налетевший на неприятельские окопы, занятые пехотной заставой в 30 человек, пал смертельно раненный, он с 13-ю всадниками и ординарцами бросился в атаку в конном строю и, несмотря на бешеный огонь японцев, первым доскакал до окопов, лично зарубил несколько человек, а остальных обратил в бегство и, будучи ранен дважды пулями и штыковым ударом в живот, до конца схватки оставался в строю и спас тело князя Эльдарова».
Приложение
Офицеры 1-го Кавказского генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического полка, изображенные на фото, опубликованном на последней странице вкладки.
Верхний ряд слева направо: полковой казначей, военный чиновник (в фуражке, не казак); хорунжий Трубицын (из урядников), казак станицы Расшеватской, умер в 1919 году; есаул Ламанов, казак станицы Кавказской, командир полкового обоза, в 1920 году сослан в Кострому и расстрелян в Пензе в 1921 году; хорунжий Кабища, казак станицы Архангельской, в чине войскового старшины убит в бою с «зелеными» в 1920 году в районе Сочи; хорунжий Катасонов* казак станицы Новопокровской, убит в бою с «зелеными» под Туапсе в 1919 году; сотник Павел Бабаев (сын), казак станицы Усть-Лабинской, проживал в Югославии; войсковой старшина Г. К. Маневский, казак станицы Царской, в чине полковника смертельно ранен в бою на Маныче в апреле 1919 года, приказ о производстве в генералы застал его в гробу, похоронен в Майкопе в ограде церкви; хорунжий Иван Щербаков; хорунжий Козьмин (из урядников), казак станицы Темижбекской; помощник делопроизводителя, не казак.
Сидят на скамьях: полковой врач Самуил Капелиович, из Баку; подъесаул Дьячевский, казак станицы Уманской, умер на Соловках, сосланный в 1920 году; войсковой старшина Иван Терентьевич Бабаев (отец), казак станицы Усть-Лабинской, подполковником умер в Греции; войсковой старшина Калугин, казак станицы Ладожской, убит красными на Кубани в 30-х годах; командир полка Эльмурза Мистулов, терский казак-осетин станицы Черноярской, застрелился в ноябре 1918 года; войсковой старшина А. П. Пучков, из Майкопа, рядом — его сын; войсковой старшина Алферов, казак станицы Урупской, убит в конной атаке на пехоту красных под Армавиром летом 1918 года; полковой делопроизводитель Е. Т. Чирсков, терский казак, зверски замучен красными после Кавказского восстания казаков 24 марта 1918 года в станице Темижбекской; хорунжий Субботин (из студентов), казак станицы Ильинской, умер в Париже; младший медицинский врач зауряд-лекарь В. Жуков, казак станицы Лабинской.