Ознакомительная версия. Доступно 25 страниц из 125
Широкий участок фронта, который мы заняли, необходимо было «облагородить». Танкистов «вооружили» лопатами и кирками и отправили рыть непрерывную линию траншей. Норма была такая – 4 метра на человека в день. В черной форме танкисты были похожи на кротов, торопливо роющих норы.
Настало время урожая. Зерновые все еще оставались на полях и ожидали жнецов. На эту роль снова подошли танкисты. «Операция» началась с поиска сельскохозяйственного инвентаря. Мы также реквизировали лошадей. Косилки, приводимые в действие «жнецами» в черной военной форме, убирали урожай на полях. Затем они приступили к обмолоту. Мы мирно трудились в эти осенние дни, которые постепенно становились все холоднее и холоднее. Было намолочено несколько центнеров зерна.
15 сентября. После ночного марш-броска к месту сбора дивизии командир обратился к нам с речью. Советские войска начали наступление на Ригу. Мы должны были ударить по их флангам в разных местах, имитируя мощное наступление.
Противнику пришлось оголить некоторые участки фронта и вступить с нами в бой. Десять дней операции обернулись крупным успехом[119]. Наступление Красной армии захлебнулось и в конечном итоге остановилось[120].
18 сентября. Кульминацией боев стало сражение за стратегическую высоту 92 к западу от Добеле. Она была господствующей высотой над северным участком дороги. Там возникла брешь в результате атаки противника на позиции соседней дивизии. Танки 1-го батальона и батальон мотопехоты устремились в атаку. Так начался один из самых ожесточенных боев последних нескольких месяцев. Он продолжался почти целые сутки.
Высоту пришлось брать медленно, метр за метром. На ее склонах находились противотанковые орудия и врытые в землю танки. Там также были и тяжелые артиллерийские орудия, и «сталинские оргбны» и минометы. Работали на высоте 92 и русские снайперы. Временами казалось, что взять эту высоту нам никогда не удастся. Днем наше наступление захлебнулось. Тогда мы решили попытать счастья в ночные часы.
В 21:00 поредевшие танковые роты двинулись вместе с пехотинцами вперед. Бой продолжался в кромешной тьме. Несмотря на это, танки смело наступали на врага. Вражеские противотанковые орудия оказались ночью не столь действенны, как днем. Высота представлялась практически досягаемой. Затем все вокруг осветило зарево пожара. Обстановка в мгновение ока изменилась.
С расстояния в 200 метров враг бил по нас, сам оставаясь под покровом темноты. Наши «Пантеры» застывали на месте, превращаясь в легкие цели для вражеских снарядов. В 23:00 атаку пришлось прекратить. Однако полностью от нее мы так и не отказались. Командир 1-го батальона, капитан Гроэ, был тяжело ранен осколком советского снаряда. Командование принял капитан Кнюсперт.
На следующее утро наступление возобновилось. Нам помогали артиллерия, противотанковые гранатометы, самолеты люфтваффе. В 12:00 на высоту 92 обрушился невиданный по мощи огонь из разных видов оружия. Танки и пехота лавиной устремились вперед. Противник снова дал решительный отпор, явно намереваясь любой ценой удержаться на этой стратегической высоте.
Наши первые танки отважно приблизились к высоте. 2-й батальон рванул вперед и в тяжелом бою очистил вершину холма. Сопротивление врага было наконец сломлено. Дивизия быстро закрепила успех боевой группы и пополнила численный состав пехотного батальона.
Господствующая высота под номером 92 была превращена в бастион нашей оборонительной линии.
Фельдфебель Крист подбивает 7 вражеских танков по пути в ремонтные мастерские
Ганс Шойфлер
Высота 92 прочно оказалась в наших руках. Командиром одного из танков, штурмовавших ее, был фельдфебель Крист. В его экипаж входили: Рехард (наводчик орудия), Мелинг (заряжающий), Гитль (водитель) и Фаустманн (радист). Этот танк все время был в бою. В конце концов Крист получил разрешение отвести свою боевую машину в долину, чтобы осмотреть ее и разобраться, какие с ней возникли технические проблемы. Водитель определил, что вытекает машинное масло и плохо работает фрикцион. Танк стал практически неисправным, и его следовало отогнать в ремонтные мастерские.
Командир танка долго ждал такой возможности. Русские штурмовики и бомбардировщики сбрасывали на нас свой смертоносный груз, артиллерийские снаряды по-прежнему перепахивали землю вокруг танкистов. Экипаж предпочитал отсиживаться во время авианалетов в машине. В башне оставался лишь Крист, который постоянно продолжал вести наблюдение. Неожиданно он услышал рокот танковых моторов, доносившийся откуда-то справа. Это заинтересовало его, потому что в лесу, который закрывал ему обзор, находились позиции нашего боевого охранения. Но справа могли находиться только советские танки.
Крист выбрался из танка и пешком направился к нашим пехотинцам. Они ему сообщили, что в лесу напротив своего наблюдательного поста заметили русские Т-34 нового типа. Двигаясь через кустарник, Крист вскоре заметил два вражеских танка. Они стояли на опушке леса у правого склона холма. Фельдфебель вызвал своего наводчика и показал ему цели. Наш «хромоногий» танк осторожно двинулся вперед и занял позицию, выгодную для стрельбы.
Вскоре грохнул выстрел, направленный в первый русский танк. После второго выстрела его экипаж поспешно выбрался наружу, хотя танк не загорелся. Второй Т-34 вспыхнул после первого же выстрела.
В ходе стрельбы Крист заметил вспышки выстрелов еще двух советских танков. Однако они стреляли совсем в другом направлении. Рехард взял прицел немного левее этих вспышек. После того как он выстрелил несколько раз в том направлении, загорелся еще один вражеский танк. Позднее наш дозор обнаружил четвертый подбитый танк. Немецкий танк после этого был отведен на безопасную позицию. В нем остался фельдфебель, все так же наблюдавший в бинокль за окружающим пространством.
Неожиданно он увидел еще два Т-34, находившиеся неподалеку от двух ранее подбитых русских танков. Стволы их башенных орудий были направлены прямо на него. Для немецкого танка дело могло закончиться скверно, потому что вражеские танкисты точно знали, где он находится.
Крист снова призвал свой экипаж к бою. Гитль осторожно двинул машину вперед. Рехард взял в перекрестье прицела русский танк, который навел на них свое орудие. Наводчик орудия поразил цель с первого выстрела. От мощного удара башня советского танка слетела с погона. Сегодня это была пятая победа!
В этот момент неожиданно попытался отступить первый подбитый Т-34. По всей видимости, его мотор все еще был исправен. По танку был сделан последний смертельный выстрел, и он вспыхнул как свечка. В этот момент боекомплект в танке Криста закончился. Два танкиста бросились к другой боевой машине, чтобы принести еще несколько противотанковых снарядов.
Ознакомительная версия. Доступно 25 страниц из 125