Приложение 27Письмо императора Вильгельма II военному министру о плохом обращении с подчиненными
Исходя из рапортов, переданных мне генеральным командованием, в которых приводится статистика наказаний, назначаемых за дурное отношение к подчиненным, я с удовлетворением отметил, что наблюдается общее сокращение числа случаев обычного дурного обращения. Между тем у меня создалось впечатление, что отчасти дурного обращения, которое приписывается не имеющим офицерского патента офицерам, можно избежать, если над ними надзирать, по крайней мере, пока они исполняют свои персональные обязанности, более тщательно и продолжительно по времени. Это свойственно не имеющим патента офицерам – злоупотреблять властью и прибегать к дополнительной муштре, докладам и так далее, что, в свою очередь, часто является источником дурного обращения. Более того, многие случаи можно было предотвратить, если бы офицер сразу же прибег к подходящему дисциплинарному наказанию при незначительных проступках неправильного обращения, которые так часто ведут к дурному обращению, как это правильнее назвать. Я прошу генеральных командующих обратить внимание их подчиненных на эти вопросы в соответствии с моим указом от 6 февраля 1890 года, и я ожидаю, что они в дальнейшем сократят частоту подобных случаев дурного обращения с подчиненными. Долг офицеров всех рангов внести вклад в это дело, прежде всего личным примером и наставлениями. Если таких мер будет недостаточно, виновный должен будет держать ответ за это и не сомневаться в том, что я не потерплю никакого пренебрежения в отношении дурного обращения с подчиненными. А вам следует предпринять необходимые действия.
Приложение 28Циркуляр генерала фон Зеекта о принципах обучения
Берлин, 1 января 1921
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В АРМИИ
Рейхсвер существует. Начинается новая глава германской военной истории, давайте вместе принесем торжественную клятву стоять вместе. Меч следует держать острым, а щит блестящим.
Я убежден, что новая армия в целом, как и каждый ее член, сохранит и станет развивать старое представление о чести как драгоценное наследство от великих времен прошлого. Истинная честь не может существовать без верности до смерти, без непобедимого мужества, твердой решимости и послушания, без простой правдивости и строгой осмотрительности, без самопожертвования в выполнении всего, что может показаться лишь тривиальной задачей.
Наш призыв – защищать отчизну, следовательно, наша армия и каждый солдат в ней должен чувствовать самую сильную привязанность к своей стране и быть готовым, в соответствии с присягой, отдать саму жизнь во исполнение своего воинского долга.
Армия – главное выражение крепости государства. Каждый член армии поэтому должен помнить, что на службе или вне ее он должен крепить мощь своей страны. Его поведение и вся его жизнь должны показывать, что он об этом помнит, равно как и об ответственности, которая из этого факта вытекает.
В глазах общественности профессия воина – это более чем сообщество, каковое представляет собой любая иная профессия. Действенность и безупречное поведение со стороны индивидуума повышает статус остальных, в то время как ошибки отдельного человека ложатся на все сословие. Каждый офицер и каждый солдат все время должны чувствовать, что они представляют всю армию и несут ответственность за то, чтобы репутация ее была незапятнанной.
Если новая армия наполнится таким пониманием, истинным чувством чести и ответственности, любовью к отечеству, то можно надеяться, что она будет соперничать со старой армией в ее готовности к сражениям.
Как активная, живая часть национального организма, она докажет, что достойна уважения, любви и заботы со стороны всех. Она будет ценить это. И даже несмотря на то, что всеобщей военной службы больше нет, армия будет тем, чем она должна быть, – армией для всего народа.
Все подразделения армии должны быть связаны между собой крепким чувством товарищества, которое должно распространяться сверху вниз и снизу вверх. Товарищество – это взаимная поддержка, забота высших чинов о благосостоянии низших, доверие и благодарность последних. Такое чувство товарищества предотвратит эксцессы со стороны отдельных воинов, наставит товарищей, сбившихся с пути истинного, и не допустит бессмысленных ссор и никому не нужных столкновений. Более старые и опытные офицеры и воины должны чувствовать ответственность за молодых; а последние должны принимать их наставления с доброжелательностью и благодарностью.
Строгая дисциплина есть и остается краеугольным камнем всего военного обучения. Пример гораздо более эффективен, чем обвинение или наказание. Священное право каждого вышестоящего – сделать себя образцом самодисциплины и преданности долгу.