Ознакомительная версия. Доступно 23 страниц из 112
Новый шах, пытаясь спасти трон, восстановил отмененную конституцию, но это ему не помогло. Из восставших северных провинций на Тегеран двинулись отряды вооруженных крестьян под предводительством своих феодалов, с юга — конные отряды сепаратистски настроенных ханов. Совместными усилиями этих разнородных элементов шах Мохаммед-Али 16 июля 1909 г. был низложен.
Русские и английские представители в Тегеране пытались уговорить бахтиарских ханов остановить наступление их конницы на столицу, что было продиктовано страхом в случае усиления смуты и невозможностью предугадать последствия. Но победа бахтиар и их появление в Тегеране вызвало явное удовольствие у английской миссии. Англичане поддерживали Мохаммеда-Али, пока боялись народного восстания. Но сыны Альбиона были рады свергнуть шаха при условии, что власть перейдет не в руки повстанцев, а в руки английских агентов.
Вождь бахтиар Сардар-Азад незадолго до похода на Тегеран побывал в Англии, где был принят лордом Греем. Сардар-Азад втайне надеялся основать в Персии бахтиарскую династию на смену Каждарам. Но для начала хану пришлось удовлетвориться должностью министра внутренних дел в новом правительстве. Новым шахом стал малолетний сын Мохаммеда-Али Ахмет, а регентом при нем был назначен старейший из каджарских принцев Азад-эль-Мольк. Премьер-министром нового правительства стал Сепехрад — крупнейший в Реште феодал.
Престарелый Азад-эль-Мольк вскоре, в 1910 г., скончался, и место регента занял другой каджарский принц — Насер-эль-Мольк. Он получил образование в Оксфорде и сохранил тесные связи с англичанами.
После свержения Мохаммеда-Али бахтиарские ханы постепенно прибрали руководство страной в свои руки, а вместе с этим в Тегеране усилилось влияние Англии в ущерб России. Новое персидское правительство начало переговоры с британским Шахиншахским банком о предоставлении займа, несмотря на кабальные условия, выдвигаемые англичанами.
Русско-английское соперничество в Персии обострилось, несмотря на совместную борьбу с революцией в этой стране. В сентябре 1910 г. английский посланник в Тегеране требовал от русского посланника вывода русского отряда из Казвина, хотя сами англичане к этому времени ввели свои войска в персидские города на юге. Осенью 1910 г. англичане под предлогом охраны дорог от разбоя пытались даже организовать в Южной Персии собственную армию под командованием английских офицеров. Из-за протестов России англичане решили для создания жандармерии пригласить «нейтралов» — 38 шведских офицеров.
Буржуазное правительство, пришедшее к власти в результате свержения шаха, пригласило в 1911 г. в Тегеран группу американских финансистов во главе с Морганом Шустером. Последний был назначен главным казначеем Персии, нечто типа министра финансов. Шустер потребовал себе огромных полномочий. Он настоял, чтобы без его визы правительственными органами не производилось никаких бюджетных расходов; создал даже свою жандармерию якобы для взимания налогов и обеспечения других бюджетных поступлений. Таким образом, американский банкир стал в Персии чем-то вроде финансового диктатора, под дудку которого плясало персидское правительство.
Шустер попытался назначить начальником финансовой жандармерии враждебно настроенного по отношению к России английского офицера Стокса, но русское правительство повело борьбу против этой кандидатуры.
Решающий конфликт Шустера с русским правительством возник по внешне пустяковому поводу. Персидское правительство конфисковало имущество брата свергнутого шаха. Шустер направил в его имение своих жандармов. Но их опередил местный русский генеральный консул. Он заявил жандармам, что владелец поместья является должником русского Учетно-ссудного банка, и поэтому его имущество не может отойти персидскому правительству, а пойдет в счет погашения долга русскому банку. И русский консул с помощью казаков своего конвоя не допустил жандармов к имуществу брата Мохаммеда-Али. На следующий день к шустеровским жандармам подошло подкрепление, и они силой выгнали казачью охрану из имения. При этом двое русских консульских служащих были обстреляны жандармами.
5 ноября 1911 г. русское правительство потребовало через своего посланника удовлетворения за нанесенное консульству оскорбление. В случае отказа оно грозило выслать войска на персидскую границу. Требование было удовлетворено. Тогда русское правительство с согласия Англии 29 ноября направило персидскому правительству ультиматум с требованием удаления Шустера с его поста. Шахское правительство с радостью бы уволило Шустера, но тот успел сколотить в меджлисе свою группировку, которая воспрепятствовала его увольнению. В ответ русский отряд из Решта через Казвин двинулся на Тегеран. Перепуганные персидские правители уволили Шустера.
Англичане, вначале поддержавшие русское правительство, теперь испугались перспективы фактического перехода Тегерана в руки России и пригрозили разрывом русско-английского соглашения. Британские отряды в свою очередь заняли Бушир, Шираз и несколько других городов Южной Персии. Но, удовлетворившись отставкой Шустера, русское правительство отказалось от оккупации Тегерана.
24 декабря 1911 г. персидское правительство и регент, опираясь на бахтиар, разогнали меджлис, а затем и все демократические организации. Персидская революция была окончательно подавлена. Монархия и феодальное землевладение уцелели в Персии при прямой поддержке России и Англии.
20 марта 1912 г. персидское правительство официально признало русско-английское соглашение 1907 г. о разделе Персии на сферы влияния.
Согласно этому соглашению, подписанному 18 (31) августа 1907 г. в Петербурге, сферой интересов условно обозначалась территория в Персии к северу от линии Касре — Ширин — Исфаган — Иезд — Хакк и до точки стыка русской, персидской и афганской границ. В эту зону Англия не должна была вступать и домогаться там политического, экономического, торгового, транспортного и других видов влияния и преимуществ. Сферой английских интересов определялась область в Персии к югу от линии, идущей от афганской границы через Газик — Бирдженд — Керман и оканчивающаяся в Бендер-Аббасе, в которую Россия не должна была вступать и домогаться там каких бы то ни было интересов.
Территория между этими линиями объявлялась временно нейтральной, где стороны должны действовать только по предварительной договоренности.
Реализация соглашения 1907 г. в 1912 г., естественно, не привела к идиллии в отношениях русских и британцев в Персии. Так, большим «камнем преткновения» стала деятельность «Англо-Персидской компании» в нейтральной зоне. Тем не менее после 1912 г. англичане стали проявлять куда меньше агрессивности, чем раньше. Их уже мало волновало, что русские войска стоят в Казвине в нескольких дневных переходах от Тегерана.
Глава 25. Вторжение англичан в Тибет
С 1720 г. Тибет считался вассальным владением Поднебесной империи. Однако политические и экономические связи его с Китаем были относительно слабыми. Фактическим правителем Тибета был духовный лидер буддистов Далай-лама.
К 60-м гг. XIX в. англичане заняли господствующее положение в Гималайских княжествах — Непале, Бутане и Сиккиме, после чего просвещенные мореплаватели обратили свое внимание на Тибет. В 1866 г. лорд Дэферин снарядил в Тибет «торговую» экспедицию Кольмана Маколея. Надо ли говорить, что в составе экспедиции хватало и офицеров, и разведчиков. Однако экспедиция Кольмана застряла в Сиккиме из-за противодействия китайских властей.
Ознакомительная версия. Доступно 23 страниц из 112