Ознакомительная версия. Доступно 19 страниц из 91
Затем офицер продолжил рассказ о том, как он вместе с примерно двумя десятками случайно уцелевших несколько часов пролежали на поле, перешептываясь и думая, как бежать. Мимо проезжали грузовики с немцами, «было слышно, как они хохочут и периодически постреливают в груды тел, просто так, для практики, как в мишени».
С наступлением темноты американцы сумели добраться до леса. Кое-кого по пути настигли немецкие пули – эсэсовские патрули стояли на всех перекрестках дорог неподалеку, нескольких человек застрелили, когда они выскочили из какого-то домика, где пытались укрыться. Спрятавшись в сарае, американский лейтенант уже глубокой ночью сумел благополучно пробраться к своим в Мальмеди[542]. Несколько недель спустя, когда американцы сумели отбить участок, они обнаружили тела своих расстрелянных товарищей, немцы и не подумали убирать их – трупы так и лежали на морозе.
По слухам, перед контрнаступлением Гиммлер обратился к командному составу СС с такими словами: «Я верю, что вы достойны рун СС и гарантируете победу, как бы она вам ни далась»[543]. Иными словами, СС не чурались бесчеловечных способов ведения войны и на Западном фронте, когда речь шла о солдатах западных союзников, не говоря уже о «недочеловеках-большевиках».
За расстрел американских солдат, за расправу с неустановленным числом бельгийских мирных жителей командир кампфгруппы дивизии «Лейбштандарт «Адольф Гитлер» Пайпер, командир 1-го танкового корпуса СС Герман Присс, начальник штаба 6-й танковой армии СС Фриц Кремер и командующий 6-й танковой армией СС Зепп Дитрих вместе с еще 49 своими подчиненными предстали перед американским военным трибуналом. Судебное заседание проходило в Дахау. 16 июля 43 обвиняемым, включая Пайпера, были вынесены смертные приговоры, 23 обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению, остальные получили меньшие сроки – так, Дитрих получил 25 лет, Присс – 18 лет и Кремер – 10 лет. Все смертные приговоры впоследствии были смягчены, к 1956 году на свободу вышли последние из приговоренных[544].
Ваффен-СС совершали преступления не только в отношении противника. Их жертвами нередко становились и немцы, как военные, так и гражданские. В последние месяцы войны было повешено или расстреляно за «пораженчество» сотни и тысячи немцев. Говорили, что не было такого места в Германии, где бы не свирепствовали нацисты[545]. Никто не утверждает, что все эти преступления лежат на совести ваффен-СС, но «военно-полевые суды СС» и всякого рода иные «суды» не особенно церемонились при вынесении «приговоров» за «малодушие перед лицом врага». Так, группенфюрер СС Макс Зимон (16-я моторизованная дивизия СС «Рейхсфюрер СС» которого несет прямую ответственность за массовые убийства итальянских мирных жителей в 1944 году) предал суду и казнил немцев в швабском городке Бреттхайм 7 апреля 1945 года. Среди приговоренных к смерти был пожилой крестьянин, разоруживший группу мальчишек из гитлерюгенда, стремясь уберечь их от верной гибели – они собрались атаковать наступавших американцев. Уже позже, в 1955 году, после освобождения из британской военной тюрьмы Зимон предстал перед судом в Амсбахе (Германия) за содеянное в Бреттхайме. И был оправдан, ибо суд решил, что Зимон, дескать, лишь подчинялся приказу Гиммлера[546].
В последние дни войны в Берлине молодые, фанатично настроенные офицеры ваффен-СС из подразделений личной охраны Гитлера и Гиммлера направо и налево выносили и тут же исполняли смертные приговоры в отношении солдат, ополченцев и просто мирных граждан, которые уже после самоубийства Гитлера в бункере выбрасывали белые флаги перед штурмовавшими город русскими[547].
Длинный, но далеко не полный перечень зверств, представленный выше, ясно дает понять, что ваффен-СС не были агнцами и что их действия в бою и вне боя опровергают заявления о том, что, дескать, они ничем не отличались от обычных армейских частей. Но не следует впадать и в противоположную крайность и рассматривать ваффен-СС как сборище убийц, ибо это было бы ни больше ни меньше ловкое манипулирование фактами.
Ведь из миллиона человек, служивших за годы Второй мировой войны в ваффен-СС, лишь ничтожное меньшинство (насчет меньшинства автор заблуждается. – Ред.) совершало военные преступления. И признание этой данности отнюдь не означает полного единодушия с теми, кто всеми силами старается обелить преступников, представить служащих ваффен-СС идеалистами, романтиками, образцовыми солдатами, одержимыми принципами воинского братства и рыцарской чести. Все они были вполне способны на храбрость, но и на жестокость тоже, порой неимоверную. И все же не следует преувеличивать масштабов злодеяний ваффен-СС. И совершенные ими злодеяния, те, которые имели место в Мальмеди или Ле-Паради, никак не являются отличительным знаком формирований, сыгравших определенную и значимую роль в сражениях, целью которых было удержать от разгрома оккупированную Гитлером Европу.
Глава 11
Краткое обобщение и оценка
Для всех трех крупнейших тоталитарных систем XX века – коммунизма, фашизма и национал-социализма – наряду с созданием регулярных органов государственной безопасности характерно формирование партийной военизированной милиции: войсковых формирований и полиции. Первоначально создававшаяся как инструмент террора и репрессий для обеспечения верховенства диктатора, в условиях войны партийная милиция типически превращается в новый дополнительный придаток государственной машины. Так, подобным проявлением современного тоталитарного партийного государства были и элитные советские дивизии НКВД времен правления Сталина, и итальянские дивизии, сформированные из членов добровольной милиции национальной безопасности (чернорубашечников или скуадристов), и вооруженные формирования СС гитлеровского Третьего рейха. Ваффен-СС, или войска СС, показали себя во время Второй мировой войны как крупнейшие, наиболее высокоорганизованные и боеспособные из всех военизированных партийных армий.
Ваффен-СС точнее было бы назвать частной армией или «преторианской гвардией» диктатора, а не армией партии. НСДАП была массовой партией, рыхлой агломерацией, далеко не элитным образованием, необходимым для обеспечения успеха нацистской революции. В действительности не национал-социалистическая партия, а именно СС стали ядром и движущей силой нацистской системы. И, начиная с самых первых дней нацистского движения, СС были связаны с будущим диктатором Гитлером, а не с партией.
Когда Гитлер в первый год полномочий канцлера Германского рейха создал полк «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер», его военнослужащие приносили клятву: «Клянусь тебе, Адольф Гитлер, как фюреру и рейхсканцлеру, быть верным и мужественным. Я торжественно обещаю быть преданным тебе и назначенным тобой начальникам до самой смерти, да поможет мне Бог». Эта клятва, приносимая всеми военнослужащими вооруженных СС, задала характер ваффен-СС времен войны. Имевшая жизненно важное значение для последующего развития войск СС, именно она подняла «Лейбштандарт» от положения вооруженного формирования партии до подлинной «преторианской гвардии», стоящей выше и партии, и государства. Но что еще важнее, Гитлер без каких-либо законных оснований создал регулярное вооруженное формирование, подчинявшееся лично ему, а не Гинденбургу, по-прежнему остававшемуся рейхспрезидентом и главнокомандующим вооруженными силами[548]. Тем самым Гитлер обеспечил себе как лидеру партии и главе правительства новую область суверенитета, сделав важный шаг на пути превращения в тоталитарного диктатора[549].
Ознакомительная версия. Доступно 19 страниц из 91