«Картина на дороге отступления не становится лучше, начала расшатываться дисциплина. Все чаще попадаются на дороге солдаты, неорганизованно бредущие на запад – кто с теленком на привязи, кто таща санки с картошкой. Перестали хоронить убитых русскими бомбами солдат. Тон на дорогах задают неуправляемые обозы, из-за чего с большим трудом, выбиваясь из сил, продвигаются боевые части всех родов войск, включая зенитную артиллерию. Вспомогательные подразделения всех родов войск (сухопутных сил, авиации, тылового обеспечения) без руководства бегут в тыл. Обозы охватил настоящий психоз, граничащий с паникой. Представить себе эту картину не могут те, кто привык к стремительным наступлениям. Без снабжения и продовольствия, без руководства, замерзая, войска откатываются назад. Становится невозможно беспрепятственно доставлять в тыл раненых. Экипажи машин не хотят пережидать заторы и ищут обходных путей через ближайшие населенные пункты. Скользкий лед, крутые заснеженные подъемы и спуски, платформы с понтонами ужасно замедляют темп движения на дорогах. Регулировщики, работающие не покладая рук круглые сутки, перестали справляться с ситуацией. Наступили самые тяжелые времена для танковых соединений. Вышестоящее командование не видит всю глубину этого бедствия. Оно не оценивает с надлежащей серьезностью донесения полевых войск, а возможно, и не хочет их понимать».
(Из Боевого донесения о положении с 29 ноября по 20 декабря 1941 г. командования 3-й танковой группы (с 1 января 1942 г. 3-й танковой армии) от 21 декабря 1941 г.)
Приложение 15
11 января 1942 года, 11.00
82-й пехотный полк
Командный пункт полка
ПРИКАЗ ПО ПОЛКУ
1) Противник: Балтихино и Дерминка заняты противником. Противник ведет минометный огонь из районов Дерминка и Горки. Можно предполагать, что в Волохово находится вражеская кавалерия. Троскино и Щуплово заняты противником. В Ульенке противник сегодня не обнаружен.
2) В рамках поставленной перед 31-й дивизией задачи прорвать оборону противника находившимися на рубеже реки Большой Березуй и восстановить связь с находящимися в Зубово и по обе стороны от шоссе (Р-132. – Ред.) Зубово – [Остапова] Слобода немецкими войсками 82-й пехотный полк должен, согласно приказу, в ночь с 11 на 12 января овладеть населенными пунктами Волохово, Троскино, Ульенка.
82-й полк должен будет в ходе ночной атаки взять Волохово и Ульенку без артподготовки, пользуясь легким стрелковым оружием и штыками. Троскино предстоит брать при поддержке артиллерии.
3) Эшелонирование. Передовая линия: справа: усиленный 3-й батальон в своем нынешнем составе плюс, вероятно, 1-й батальон 432-го пехотного полка[180], который будет подчинен 3-му батальону 82-го полка без учета выслуги командира батальона 432 полка.
Слева: усиленный 1-й батальон в нынешнем составе, 1-я рота саперного батальона 31-й дивизии, одно штурмовое орудие из 226-го дивизиона штурмовых орудий.
4) Проведение атаки: а) усиленный 3-й батальон 82-го полка выступает в 19.00 из Головино по разведанной лейтенантом Хаспе дороге к мельнице в 1 километре севернее Волохово, у этой мельницы готовится к атаке и заканчивает подготовку к 24.00, с тем чтобы в это время начать атаку на Волохово.
Усиленный 3-й батальон получает задачу с боем взять расположенную на западном берегу реки Большой Березуй часть населенного пункта Волохово, а затем, развернув фронт на запад и юг, перейти к обороне.
По достижении Волохово произвести тактическую разведку районов Колышкино-1 и Лапино. Если в Колышкино-1 не окажется неприятеля, то этот населенный пункт должен быть тотчас занят одним взводом.
б) Усиленный 1-й батальон 82-го полка: под прикрытием артиллерийской подготовки, которая начнется в 24.00 силами всей подчиненной 82-му полку артиллерии, 1-му усиленному батальону надлежит как можно ближе подойти к деревне Троскино. Как только командир 1-го батальона решит, что артиллерия в достаточной степени подавила способность противника к сопротивлению, командир приказывает прекратить артиллерийский огонь, сообщает мне о своем решении и врывается в Троскино. После занятия села батальону надлежит перейти к обороне, развернув ее фронт на запад. 1-я рота саперного батальона 31-й дивизии должна так расположиться близ деревни Ульенка, чтобы в 24.00 ворваться в населенный пункт без артиллерийской подготовки, работая стрелковым оружием и штыками. После занятия Ульенки роте надлежит занять оборону, развернув ее фронт на запад и юг. После занятия Троскино 1-й батальон 82-го полка должен без промедления установить связь с 3-м батальоном в Волохово.
в) Усиленный 2-й батальон 82-го полка, находящийся в полковом резерве в Головино – пункте сбора донесений для 3-го батальона, выставляет охранение на южной опушке леса южнее Головино до особого приказа и остается в Головино готовым к выступлению с 21 часа.
г) Саперный взвод 82-го полка, кавалерийский взвод 82-го полка остаются в деревне Вшивка[181], готовыми к выдвижению с 21.00.
5) Артиллерия: 2-й дивизион 31-го артполка 31-й дивизии, 1-й дивизион 67-го артполка 67-й дивизии, вместе с 445-м дивизионом тяжелых орудий, под началом командира 2-го дивизиона 31-го артполка 31-й дивизии в 24.00 открывают огонь на уничтожение по населенному пункту Троскино и ведут огонь до тех пор, пока командир 1-го батальона 82-го полка не отдаст приказ о его прекращении.
Беспокоящий огонь по населенным пунктам Колышкино-1, Колышкино-2, Каленск, Кулиги и Лапино открывать только по моему приказу.
Командир 2-го дивизиона артполка 31-й дивизии должен под покровом темноты выдвинуть в район деревень Троскино и Ульенка одну батарею своего дивизиона.
Радиосвязь: при усиленном 3-м батальоне 82-го полка по одной радиостанции в 4-й батарее 31-го артполка 31-й дивизии и 445-м отдельном дивизионе тяжелых орудий, при усиленном 1-м батальоне 82-го полка по одной радиостанции в 6-й батарее 31-го артполка 31-й дивизии, 1-м дивизионе артполка 67-й дивизии и 445-м отдельном дивизионе тяжелых орудий.
6) Связь и передача донесений: все подчиненные мне штабы, независимо от того, находятся ли они в передовых частях или нет, должны ежечасно докладывать мне о своем положении, передвижениях противника, о погоде и т. д.