Ознакомительная версия. Доступно 12 страниц из 58
Неужели нельзя получить удовлетворительного ответа на вопрос о судьбе главы канцелярии нацистской партии и секретаря фюрера?
Один ответ существовал с 1953 года, хотя этот ответ был столь же фантастичным, сколь и возвышение Мартина Бормана от осужденного до ближайшего доверенного лица человека, едва не завоевавшего Европу.
Глава 17
Напоминание
Обнаружение скрывающихся нацистов и проведение судебных процессов по делам о военных преступлениях уступили место в качестве главных целей Соединенных Штатов и Советского Союза в 1953 году новым проблемам, вызванным холодной войной. Северокорейские и китайские войска, сражавшиеся с войсками Соединенных Штатов и других стран ООН в Корее, получали оружие и другие необходимые материалы от Советского Союза. Между двумя великими державами, бывшими союзницами в борьбе с нацистской Германией, почти не было туристского обмена, торговых и прочих нормальных отношений.
Внутри самого Советского Союза в начале 1953 года существовала атмосфера страха в связи с «делом врачей». Семидесятитрехлетний Сталин, все еще остававшийся во власти, инспирировал обвинение группы врачей, в основном евреев, в заговоре с целью уничтожения советского руководства. Те на Западе, которые специализировались на разгадке сталинских задумок, интерпретировали «дело врачей» как сигнал к началу новой чистки лиц, стремившихся изменить политику диктатора.
Через восемь лет после смерти Гитлера Западная Германия стала одним из наиболее процветающих и экономически мощных государств в мире. Федеративная Республика Германия, созданная в 1949 году, была на пути обретения полного суверенитета, хотя Великобритания, Франция и Соединенные Штаты сохраняли некоторый контроль в статусе оккупационных держав. Перевооружение армии Западной Германии, поощряемое западными союзниками в противовес Народной армии Восточной Германии и Советской армии, стало общепринятым фактом реалистичной политики. То же относилось к возвращению некоторых бывших нацистов на государственные посты.
Федеральный канцлер доктор Конрад Аденауэр предпочел политику вовлечения мелких и раскаявшихся нацистов в политическую жизнь Западной Германии. Вечное обращение с ними как париями могло лишь сплотить их в недовольную и опасную силу, угрожающую демократическим устремлениям Федеративной Республики. Западные союзники согласились с этой политикой. Федеративная Республика выглядела стабильной. Факты не давали оснований для серьезного беспокойства по поводу возрождения нацизма. Эта точка зрения была поколеблена 15 января 1953 года. Как ранее отмечалось, британский верховный комиссар по Германии объявил тогда об аресте семи немцев по подозрению в заговоре с целью свержения существовавшего режима в Федеративной Республике и восстановления власти нацистов. Доктор Вернер Науман был назван вдохновителем заговора.
Штаб Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов (ЦРУ) в Берлине размещался в январе 1953 года где-то в окрестностях Далема. Акция англичан против Наумана и его сообщников застала врасплох шефа берлинского ЦРУ, которого мы назовем здесь доктором Джоном Бродериком. Эта акция, кроме того, заинтриговала его. Ведь британские обвинения заслуживали доверия, и они заставили Бродерика задать себе два вопроса: бежал ли Мартин Борман из Берлина вместе с Науманом и стоял ли он за заговором Наумана?
В 1953 году не имелось убедительных свидетельств того, что Борман погиб. Вины в этом ЦРУ не было, поскольку оно не занималось этим вопросом. ЦРУ было создано лишь в 1947 году, после того как Международный военный трибунал прекратил свои заседания и операции нового ведомства направили против Советского Союза и его сателлитов. Тогда, как и сейчас, обнаружение, как таковое, скрывающихся нацистов не входило в обязанности ЦРУ, вот почему оно не занималось разыскиванием Наумана. То, что делалось в концентрационных лагерях или на полях сражений во время войны, не входило в компетенцию ЦРУ.
Что действительно вызывало интерес ЦРУ, так это отдельные лица в зарубежных государствах, представлявшие в то время или в будущем угрозу безопасности Соединенных Штатов. Борман мог представлять такую угрозу, если бы был жив и руководил заговором неонацистской группы Наумана против одного из ведущих антикоммунистических союзников Соединенных Штатов. Поэтому в январе 1953 года доктор Бродерик запросил разрешение и получил одобрение начальства во Франкфурте и Вашингтоне заняться расследованием вопроса о местонахождении Бормана. Прежде такие расследования проводились военными спецслужбами, которые не владели ни средствами, ни имели таких профессионалов, как в ЦРУ.
Доктор Бродерик питал личный интерес к расследованию, но заниматься каждодневной работой он выбрал автора этой книги, которого наняли оперативным сотрудником резидентуры ЦРУ в Берлине. Как и большинство видов разведывательной деятельности, эта работа не была увлекательной или захватывающей, но требовала вместо этого тяжелого труда по проверке свидетельств, а также координирования деятельности различных отдельных лиц и организаций.
Первым шагом в расследовании было обращение за помощью к штатному психиатру берлинской резидентуры ЦРУ, а также к ее главному «сценаристу». Психиатру было поручено обозреть жизнь Бормана и составить его психологический портрет. Это следовало передать «сценаристу», который должен был собрать известные факты о последних днях жизни Бормана, сопоставить их с психологическим портретом и сочинить правдоподобный сценарий того, что могло, по логике, с ним случиться. Это была самая свежая и тонкая технология, призванная стимулировать изобретательность оперативных сотрудников, которые могли «замкнуться» или сдерживать себя рамками обычного мышления при обилии информации.
Далее сотрудникам ЦРУ в латиноамериканских, арабских и европейских странах было поручено проверить достоверность многих сообщений о появлениях Бормана и узнать, проживал ли он в каком-либо из этих регионов.
Поскольку Борман был в Берлине, когда его взяла штурмом Красная армия, я обратился затем к помощи организации, которая была способна проникнуть в официальные советские круги и выяснить, что в действительности происходило в Берлине в мае 1945 года. Это была Организация промышленного развития Южной Германии, под крышей которой проводились разведывательные операции под руководством Рейнхарда Гелена. Организация финансировалась ЦРУ и располагалась на тщательно охраняемом огороженном участке площадью в 25 акров (10 гектаров) в Пуллахе (Пуллах-ам-Изарталь), южном пригороде Мюнхена.
Гелен служил в качестве начальника разведывательных служб немецкой армии на определенных участках фронта в России. В этом качестве он снабжал Гитлера достоверной информацией о предполагаемых операциях Красной армии. Фюрер пренебрег большей частью этой информации. После войны генерал-лейтенант Гелен передал себя, свои секретные папки и штат в распоряжение американских оккупационных властей, которые приняли его предложение.
Услуги Гелена для ЦРУ оценивались в 1953 году примерно в 6 миллионов долларов. Эта сумма была потрачена на приобретение знаний около 4 тысяч специалистов германской разведки, многие из которых имели опыт службы в бывшей нацистской армии и в СС. Они владели уникальными связями и информацией о востоке, особенно относительно восточногерманских и советских дел. Я попросил Бюро Гелена предоставлять любую возможную информацию о том, что случилось с секретарем фюрера, после того как он покинул имперскую канцелярию.
Ознакомительная версия. Доступно 12 страниц из 58