Ознакомительная версия. Доступно 12 страниц из 56
В пяти километрах от станции была создана маленькая запасная база на случай чрезвычайной ситуации. Там хранились аварийный запас продуктов, палатки и небольшая радиостанция. Синоптические наблюдения начались 15 октября, а с 1 ноября «Кладоискатель» стал регулярно передавать данные в штаб метеослужбы в порту Тромсё.
Полярная ночь продолжалась с 9 ноября 1943 г. по 2 февраля 1944 г. И как только дневной свет и погода позволили покидать станцию, на мысе Нимрод был организован дополнительный пост наблюдения. Там имелись мощная радиостанция, двухнедельный запас продуктов, одежда, спальные мешки и топливо. Все это доставлялось туда партиями из двух человек, которые же и проводили там наблюдения. Весной интенсивность наблюдений увеличилась, в особенности число подъемов радиозондов. В общей сложности станция «Кладоискатель» с ноября 1943 г. по июль 1944 г. передала 739 синоптических сводок погоды, провела 125 запусков радиозондов и 35 подъемов одноместных аэростатов. Утраченное при выгрузке снаряжение планировалось восполнить еще в 1943 г., но из-за плохих погодных условий его доставку тогда пришлось отложить до весны следующего года. В мае четырехмоторный FW-200, который пилотировал 25-летний обер-лейтенант Карл Хайнц Штанке из 3-й эскадрильи KG40, совершил два рейса к Земле Александры, сбросив на парашютах контейнеры с необходимым оборудованием и продуктами. Одновременно была проведена разведка мест посадки для предстоящих транспортных рейсов и эвакуации станции.
В это же время синоптики «Сокровищницы» предприняли последнюю экспедицию на пост на мысе Нимрод. Среди оставшихся на основной базе был профессиональный охотник Вернер Бланкенбург. Поскольку за долгую зимовку, питаясь лишь одними консервами, люди соскучились по свежему мясу, он решил подстрелить белого медведя. Благодаря опыту Бланкенбургу не составило большого труда сделать это, но если бы кто знал тогда, какую «медвежью услугу» он этим всем оказал.
Вскоре после употребления медвежатины некоторые из полярников почувствовали себя плохо. Однако тогда никто всерьез не обеспокоился этим, пока большинство людей не стали испытывать сильные боли и не впали в лихорадочное состояние.
В последних числах мая вернулась транспортная экспедиция с мыса Нимрод. Здоровые синоптики немедленно сообщили о произошедшем в штаб метеослужбы в Тромсё. Там врачи по симптомам, указанным в радиограмме, поставили диагноз – трихинеллез. Доставить срочную помощь девяти тяжелобольным можно было только по воздуху. Для участия в операции были привлечены FW-200C-3 «F8+RL» обер-лейтенанта Карла Штанке, а также шестимоторная летающая лодка Bv-222V2 «Х4+ВН» лейтенанта Вальтера Мёринга. Последняя в тот момент находилась на побережье Франции. 4 июля «Викинг» вылетел с озера Бискаросс и после длительного перелета с промежуточной посадкой в Травемюнде 6 июля приводнился в Билли-фьорде на севере Норвегии. Там на лодку нанесли полярный камуфляж, а затем сообщили секретное задание. В 16:30 7 июля «Кондор» взлетел из Банака и взял курс в «белое безмолвие». Первые 700 километров самолет летел по радиокомпасу, настроенному на радиомаяк в Банаке. Далее вся нагрузка легла на штурмана, который вел самолет в заданную точку. Вскоре впереди показались необитаемые с виду острова. И тут летчики увидели внизу сигнальные костры, обозначавшие посадочную полосу. Снизившись, Штанке решил, что «аэродром» слишком короткий и опасный, поэтому решил садиться в северной части острова в 5 км от станции. Однако посадка все равно прошла неудачно. «Кондор» наскочил на камень, в результате чего одно колесо лопнуло, а затем, при резком торможении, взорвалось и второе колесо правой стойки шасси. После разгрузки самолета радист передал в Банак, что самолет поврежден, и затребовал запасные колеса, подъемные подушки и баллоны со сжатым воздухом. Теперь настала очередь «Викинга». В 18:52 8 июля огромная махина стартовала из Билли-фьорда.
Около часа ночи летающая лодка села в обозначенном кострами районе, доставив все необходимое для ремонта «Кондора». Через несколько часов, в 06:52 «Викинг» вылетел обратно в Норвегию.
Тем временем врач Вендт готовил больных к эвакуации. В наиболее тяжелом состоянии находился начальник станции. Некоторое время он был без сознания, а потом впал в бредовое состояние и стал практически невменяем. 10 июля ремонт «Фокке-Вульфа», проходивший в труднейших полевых условиях, завершился, и самолет мог взлететь. Его экипаж начал переносить больных от станции к самолету, а для этого надо было, как уже говорилось выше, преодолеть пять километров. При этом начальника станции пришлось связать, чтобы он в бредовом состоянии во время перелета не причинил никакого вреда ни себе, ни другим людям и, самое главное, самолету.
В 21:00 10 июля обер-лейтенант Штанке сумел подняться в воздух после рискованного разбега по каменистому, но мягкому грунту. Спустя пять часов «Фокке-Вульф» благополучно приземлился на аэродроме Банак. Затем 24 октября командир 3-й эскадрильи KG40 гауптман Штанке за успешные действия в Заполярье, в том числе и за эвакуацию персонала метеостанции «Сокровищница», был награжден Рыцарским крестом.
Осенью планировалось доставить на станцию новую группу синоптиков. Однако общее ухудшение обстановки вынудило отказаться от повторного заселения станции на Земле Александры. Вместо этого было решено установить там автоматическую станцию типа WFL.
9 октября из порта Нарвик вышла подводная лодка U-387, которая должна была забрать с «Кладоискателя» наиболее ценное оборудование и продукты и смонтировать там автоматическую станцию. Приблизительно в 80 морских милях от берега ледовая обстановка настолько ухудшилась, что поход на Землю Александры пришлось прервать. Командир субмарины получил приказ изменить курс и идти к Новой Земле.
15 октября лодка вышла на позицию севернее залива Иностранцева, где на свободном ото льда мысе Медвежий можно было установить станцию. Однако даже мелкий лед препятствовал высадке на берег с резиновых шлюпок. Поэтому лодка должна была подойти к берегу максимально близко, чтобы выгрузить контейнеры с оборудованием без серьезных затруднений. В течение восьми часов станция была собрана и подготовлена к работе. Выполнив задание, U-387 вернулась на свою базу.
4 октября 1943 г. из порта Хаммерфест в сопровождении подводной лодки U-355 капитан-лейтенанта Гюнтера Ла Бауме вышел WBS3 «Карл Буш». Он должен был доставить в Лейфде-фьорд, на Шпицбергене, оборудование и персонал метеостанции под кодовым наименованием «Крестоносец» («Kreuzritter»). Через два дня корабли подошли к северному побережью острова Западный Шпицберген, но затем тяжелогруженый «Карл Буш» неожиданно сел на мель в Вудфьорде.
В результате пришлось изменить местоположение станции. Все оборудование станции и запасы продовольствия выгрузили в бухте Сёрдальсфлей. Работы затянулись, поэтому U-355 ушла от Шпицбергена и вернулась обратно только 17 октября. Тем временем разгруженный «Карл Буш» удалось снять с мели, и через два дня оба корабля вышли в Норвегию.
Тогда же на острове Надежды, расположенном юго-восточнее Шпицбергена, была создана небольшая метеостанция «Свартизен» («Svartisen»). Обе эти станции успешно перезимовали, регулярно посылая сводки погоды в Тромсё, и затем летом следующего года были в плановом порядке эвакуированы.
Ознакомительная версия. Доступно 12 страниц из 56