британской монополии на проведение разведывательных операций в Европе. Тем не менее, полковник не мог не выполнить приказ начальника и предоставил на рассмотрение программу выброски с парашютами 50 пар агентов союзников на глубину от 40 до 60 миль от Ла-Манша на участке от Бретани до бельгийской границы. Представители ОСС весьма обрадовались открывшимся перспективам, но, как вскоре оказалось, преждевременно. Взгляды Дэнси разделяли слишком многие старшие офицеры СИС, фактически саботировавшие реализацию “Сассекса” и страстно желавшие провала “младшего партнера” по коалиции. Американцы резко возражали против затяжки в выполнении согласованных решений, и вскоре отношения СИС с миссией ОСС в Лондоне оказались заведенными в глухой тупик. Чтобы как-то выйти из него, Донован направил в британскую столицу группу разведчиков во главе с полковником Френсисом Пикенсом Миллером специально для координации работы по “Сассексу”. Но и новые люди не смогли сдвинуть проблему с мертвой точки, и тогда в ОСС по согласованию с Рузвельтом было принято весьма смелое для них решение. Донован обратился за содействием к руководителю спецслужб де Голля полковнику Пасси, что явилось первым актом косвенного признания БСРА со стороны американцев. Французы с готовностью выделили 100 своих агентов, однако сложности во взаимоотношениях разведывательных органов, ориентировавшихся на де Голля и Жиро, задержали начало подготовки к “Сассексу” до декабря 1943 года. И лишь в январе 1944 года, после Каирской конференции, в Лондоне был образован трехсторонний комитет по проведению операции, в который от СИС вошел капитан 2-го ранга Кеннет Кохен, от ОСС — полковник Миллер, а от БСРА — Жильбер Рено-Рулье (“Реми”). Первые агенты по линии “Сассекса” приземлились на французской территории лишь 9 апреля 1944 года.
Значительно менее драматичная судьба ожидала совместную операцию СОЕ и ОСС. Отголоски проблем американцев и их трений с СИС достигли СОЕ, и для его исполнительного директора Габбинса это само по себе являлось вполне достаточным поводом для установления хороших отношений с секцией СО лондонской миссии ОСС. Однако он справедливо отмечал слабую подготовку ее людей для выполнения диверсионных акций, не по-зволявшую использовать их в тылу противника без серьезного риска. К этому времени после проведенного в мае 1942 года совместного совещания СОЕ с представителями военных был разработан план операции, позднее получившей кодовое обозначение “Джедбург”. Ее замысел состоял в заброске сразу после начала вторжения в Европу 100 малых групп владеющих французским языком офицеров СОЕ к отрядам Сопротивления по всей территории Франции. Бойцы групп “Джедбург” должны были десантироваться в некотором отдалении от районов боевых действий, в местах наиболее вероятной концентрации отрядов партизан, и нести с собой оружие в количестве, достаточном для вооружения 40 человек. Их задачей являлась не просто его доставка на место, но и формирование Сопротивления, обучение партизан и координация их действий с военным командованием. Ведение разведки силами групп “Джедбург” не предусматривалось.
Американцы усмотрели в этом возможность подключиться к проведению специальных операций в Европе и предложили план, согласно которому в германский тыл следовало направлять тройки агентов в составе одного офицера СОЕ или ОСС, одного французского офицера и английского или американского радиста. Во избежание обвинений в нарушении законов ведения войны, парашютисты должны были сбрасываться в униформе своих стран со всеми знаками различия. “Джедбург” подходил для этого как нельзя лучше, и британцы быстро согласились на осуществление этой операции совместными силами. Главная трудность для ОСС состояла в отыскании 50 свободно говорящих по-французски человек, годных для участия в специальных акциях.
На практике состав групп оказался несколько иным. Из 101 тройки 13 являлись смешанными британско-американско-французскими или британско-американско-бельгийскими, в 16 французов было двое, в 1 — трое, 32 группы включали двух американцев, а 39 — двух англичан. 24 тройки из общего количества прибыли в Европу с баз в Алжире. Масштабность операции легко оценить по двум фактам: связь групп “Джедбург” осуществлялась через специально созданный американцами радиоцентр, а подготовка агентов проводилась в отдельном учебном центре. Общие потери участников групп составили 23 человека убитыми и 24 ранеными. Операция представляла собой, возможно, первый в истории опыт подобного рода, в дальнейшем использовавшийся американцами в Индокитае.
23 марта 1944 года верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников в Западной Европе генерал Эйзенхауэр подчинил себе все операции специальных служб, производимые с целью обеспечения вторжения, для чего была создана Штаб-квартира специальных сил (СФХК). С этого момента лондонские центры СИС, СОЕ и миссия ОСС в значительной степени утратили власть над собственными подразделениями, включенными в состав штаба. Начиная с июня 1944 года, основной задачей разведывательной деятельности англичан стало обеспечение своих войск на европейском театре военных действий тактической и оперативной информацией, а также оценка результатов стратегических бомбардировок.
ЧАСТЬ 2
ОККУПИРОВАННАЯ ЕВРОПА
ПОЛЬША
Принято считать, что Вторая мировая война началась с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, и это действительно так, если рассматривать в качестве ее первого акта возникновение противостоявшей Третьему рейху коалиции Польши, Великобритании и Франции. Как известно, Гитлер совершенно не был готов к конфронтации с двумя великими державами, его спасло лишь их полное бездействие на сухопутном фронте. Однако к захвату Польши он подошел весьма обстоятельно, и одну из ведущих ролей в успехе блицкрига сыграла германская военная разведка, обеспечившая вермахт подробной и достоверной информацией об объекте нападения и успешно осуществившая ряд специальных операций.
Польшу нельзя однобоко рассматривать в качестве безвинной жертвы нацистских агрессоров ввиду достаточно агрессивного характера ее предвоенной политики. Совершенно очевидно, что экстерриториальность Данцига и проходивший через территорию Германии Данцигский коридор нарушали суверенитет рейха. Причиной их возникновения стало стремление держав-победительниц на Версальской мирной конференции посильнее ущемить побежденную страну. Было ясно, что рано или поздно набравшая силу Германия предпримет все возможное для восстановления положения, и при этом существовала вполне реальная возможность мирного обмена коридора на полоску земли в Восточной Пруссии, не пролегающую поперек германских территорий. Однако поляки со свойственной их внешней политике заносчивостью высокомерно отвергали все попытки найти хоть какое-то решение проблемы и, кроме того, создавали на своей территории нестерпимые условия существования для немецкого национального меньшинства. Любые дипломатические инициативы Берлина в этом направлении неизменно отвергались, а том числе последние, мартовские 1939 года требования Риббентропа. После их отклонения вопрос о нападении на Польшу был окончательно решен, дальнейшие переговоры лишь маскировали военные приготовления Германии к предстоящей кампании.
В 4 часа 45 минут утра 1 сентября 1939 года