Вечером 3 июня штаб американской 6-й дивизии морской пехоты закончил приготовления к десантной операции. В это время войска 24-го армейского корпуса продолжали наступать в южном направлении. К вечеру 4 июня после овладения полуостровом Тинен части 7-й пехотной дивизии перешли к обороне на юго-восточном побережье Окинавы, в полосе 5500 м, вплоть до реки и порта Минатога. В свою очередь войска 96-й пехотной дивизии развернулись на запад от реки Минатога до селения Ива. Обе дивизии находились на расстоянии 1500 м от переднего края японской обороны. На дугу вдоль западного побережья Окинавы полки 1-й дивизии морской пехоты вышли лишь 7 июня.
4 июня в 4.45 орудия линкора, двух тяжелых крейсеров, эсминца и 15 дивизионов полевой артиллерии закончили артиллерийскую подготовку высадки десанта на полуострове Ороку, выпустив 4300 снарядов на доминирующие здесь возвышенности. На исходном рубеже, удаленном на 1200 м от полуострова Ороку, зажглись сигнальные огни. Это была линия перехода очередных волн плавающих транспортеров, на которые ночью погрузились солдаты 4-го полка морской пехоты. Перед выходом на исходный рубеж из строя вышли 9 транспортеров, и их пришлось отбуксировать к берегу. Началась также высадка десанта 6-й разведывательной роты на острове Онояма.
В 5.30 солдаты первой волны десанта высадились на полуострове Ороку. Высадку десанта и его наступление поддерживали полевая и корабельная артиллерия, самолеты палубной авиации, две танковые роты, минометная рота (106,6 мм) и несколько передвижных пусковых ракетных установок. Противник, еще не опомнившийся от артподготовки, не обстреливал слишком сильно высаживающиеся войска. Полтора часа спустя на захваченном плацдарме глубиной 850 м уже находились два батальона, располагавших 24 танками и 4 самоходными орудиями. Наступательные действия с плацдарма сдерживали японские минные поля. Да и болотистая местность затрудняла использование танков, которые двигались только по дорогам.
В 10.00 приказ к высадке десанта на восточном фланге плацдарма получил 29-й полк морской пехоты. Несмотря на проливной дождь, высадка полка прошла достаточно хорошо. К 18.45 саперы 6-й дивизии морской пехоты соорудили понтонный мост, соединивший город Наха с полуостровом Ороку.
Конец дня застал части 4-го и 29-го полков морской пехоты в 1650 метрах от побережья. В ходе боев удалось вытеснить японские войска с нескольких холмов, которые были изрезаны туннелями во всех направлениях, словно пчелиные соты. Только вечером наступление остановил сильный огонь японцев из автоматического оружия и пушек калибра 40 мм. Противник обстреливал плацдарм и ракетами калибра 200 мм, которые в полете свистели и шипели как паровозы.
6 июня 22-й полк 6-й дивизии морской пехоты, выведенный из резерва корпуса, ударил с тыла, то есть со стороны суши, по 4-му полку. Последний, действуя на равнинной и слабо защищенной местности, продвигался быстрее, чем 29-й полк, который все время вынужден был преодолевать ожесточенное сопротивление японцев на укрепленных возвышенностях.
Контр-адмирал Ота, отдавая себе отчет в том, что слабо вооруженные морские силы не в состоянии достаточно долго оборонять полуостров Ороку, 6 июня послал радиограмму своему высшему руководству, в которой говорилось: «Два месяца военно-морские части сражаются с оккупантами вместе с сухопутными войсками. Оба командования предпринимают усилия, чтобы уничтожить противника, однако враг обладает техническим превосходством. Сражение складывается не в нашу пользу. Подразделения морской пехоты мужественно сражаются в соответствии с лучшими традициями японского Военно-морского флота. Ожесточенные американские бомбардировки и обстрел корабельной артиллерией деформируют горы Окинавы, но ничто не изменит духа терпения и дисциплины наших солдат. И хотя мое тело умрет в далекой Окинаве, мой дух выстоит в защите Отечества»[26].
Резервы японцев на полуострове Ороку были значительными, несмотря на потери, которые командование 6-й дивизии морской пехоты три дня спустя оценивало в 1500 человек погибшими. Генерал Шеферд, располагая тремя полками в одном эшелоне, вел наступление по концентрическим окружностям с целью окружения оборонявшихся на возвышенностях между селениями Ороку и Томигусуку. Однако погода и тяжелые условия местности не позволяли эффективно использовать артиллерию и танки, чтобы выполнить поставленную задачу в срок.
10 июня контр-адмирал Ота послал последний рапорт генералу Усидзиме, в котором говорилось: «Враг атакует мой командный пункт. Военно-морские силы Окинавы умирают с честью. Мы благодарны за Вашу доброту и молимся за успехи нашей армии»[27]. Вечером того же дня 6-я дивизия вытеснила японцев на территорию не более 900x1800 метров. 12 июня остатки японских морских сил скопились на плоском пространстве площадью 1000 кв. метров, прилегающем к южному берегу реки Кокуба.
На рассвете следующего дня два батальона 29-го полка морской пехоты возобновили наступление. Роты первого эшелона выискивали солдат противника на рисовых полях и в зарослях на берегу реки Кокуба, а роты второго эшелона с помощью огнеметов и взрывчатки разрушали пещеры и бункеры. Сопротивление японцев носило ожесточенный характер; одни отстреливались до конца, другие ложились на заряды с взрывчатым веществом и взрывали себя. Последний из уцелевших японцев, офицер, сел на берегу реки, закурил сигарету и спокойно ждал, когда американцы убьют его.
15 июня подразделения 6-й дивизии морской пехоты достигли командного пункта контр-адмирала Ота. Он сам, пять офицеров его штаба и еще 500 японцев покончили жизнь самоубийством. Обнаруженные подземные помещения были оснащены радио- и телефонной связью, а также электричеством и вентиляцией. 457 метров туннеля соединяли отделы штаба с опорными пунктами подразделений боевого охранения.
Десять дней японские морские силы оказывали сопротивление на полуострове Ороку. Их успех состоял прежде всего в том, что, несмотря на слабую выучку солдат в оборонительных действиях на суше и отсутствие средств поддержки, они в течение десяти дней связывали силы целой американской дивизии.
На полуострове Ороку были убиты 5000 японских солдат и офицеров. Американская дивизия потеряла 1608 человек (погибшими и ранеными) и 30 подбитых танков. Следует подчеркнуть, что штаб 6-й дивизии морской пехоты в течение 36 часов спланировал и осуществил высадку десанта, причем ночью, в условиях недостатка транспортных средств, без флагманского корабля и лидеров десантных волн. Это свидетельствовало о большом боевом опыте командиров всех степеней и высокой степени подготовки солдат дивизии.
В эти дни, до 4 июня, на последнем рубеже японской обороны развернулись основные силы 32-й армии, насчитывавшие 33 тысячи человек. Ветераны войны на Тихом океане и в Китае составляли только 20 % численности войск, остальные были из тыловых подразделений и отрядов местной обороны. 32-я армия не имела артиллерии, средств связи и оснащения. Со складов города Сюри смогли вывезти запасы продовольствия и боеприпасов на 20 дней боев. В такой ситуации окончательный разгром японских войск на Окинаве был вопросом времени. Однако известная американцам дисциплина японцев и традиции, в которых они были воспитаны, говорили о том, что битва будет кровавой.