202-й бригаде: перегруппироваться на занимаемых позициях и не наступать на запад с целью овладения перевалом Митла.
7-й бронетанковой бригаде: овладеть опорными пунктами Абу-Агейла, Бир-Хасна и Джебель-Либни и наступать на Бир-Хаму и Бир-Гафгафу.
10- й бригаде: овладеть пунктами Ауджа-Масри и Тарат-Ум-Басис в ночь с 30 на 31 октября, а в следующую ночь, с тридцать первого на первое, штурмовать Ум-Катеф и Ум-Шихан.
77-му соединению: в ночь с тридцать первого на первое взять опорный пункт Рафах.
27-й бронетанковой бригаде[39]: после падения Рафаха наступать на эль-Ариш и быстро взять город.
Если все пойдет по плану, то в эти два дня, 31 октября и 1 ноября, в северном секторе, где у египтян сосредоточены самые крупные силы, будут происходить наиболее ожесточенные сражения.
Поздно ночью я отправился повидать Бен-Гуриона, все еще прикованного к постели гриппом. Стало известно, что англо-французские силы отложили начало своей операции и не будут бомбить египтян на рассвете следующим утром, тридцать первого числа. Принимая во внимание эту новость, Бен-Гурион особенно беспокоился за наших людей на перевале Митла и хотел, чтобы уже сегодня же ночью они вернулись в Израиль. В сознание премьера накрепко впечаталась ночь нашего рейда в Калькилию. Он не забыл страхов, которые терзали нас, когда арабы штурмовали позиции окруженного и отрезанного на вражеской территории блокировочного подразделения. Я, конечно, тоже не забыл ту ночь, но не считал, что нам нужно выводить своих людей с перевала Митла. Даже если британцы и французы откажутся от вторжения, мы, как я считаю, все равно сумеем довести до конца нашу кампанию. А значит, перевал Митла продолжает оставаться для нас важным транзитным пунктом на пути в Шарм-аш-Шейх через эт-Тор. Поэтому я возразил: вместо того чтобы снимать наши войска оттуда, правильнее будет усилить их, и я надеюсь, нам это удастся. С большой неохотой Бен-Гурион отказался от намерения эвакуировать контингент с перевала, но я видел, что мои логические доводы военного почти не поколебали в нем страха за жизни парашютистов.
После этого я не решился рассказать ему о корректировке плана и о состоявшемся вразрез с планом вводе в сражение 7-й бронетанковой бригады.
ГЛАВА ШЕСТАЯ ПРОРЫВ31 октября 1956 г.
Сегодня в 18.00 (по израильскому времени) правительства Соединенного Королевства и Франции направили Израилю и Египту ультиматум с требованиями:
1. Немедленно прекратить все боевые действия на суше, на море и в воздухе.
2. Отвести все вооруженные силы на расстояние десять миль[40] от Суэцкого канала.
3. Правительству Египта выразить готовность «гарантировать свободу продвижения по каналу судов всех государств, и, чтобы разделить воюющие стороны, принять временную оккупацию англо-французскими силами Порт-Саида, Исмаилии и г. Суэца».
Ответы надлежит предоставлять «в двенадцать часов. Если по истечении этого времени оба правительства не примут мер к выполнению данных требований, Соединенное Королевство и Франция осуществят вооруженное вмешательство для обеспечения их реализации».
Ультиматум не обеспокоил Израиля. У нас нет войск в десяти милях от канала, и мы не собираемся подходить ближе. Совершенно очевидно, что целью ультиматума является обеспечение Британии и Франции повода для захвата Суэцкого канала. Без сомнения, египтяне не согласятся с предъявленными требованиями, а особенно с перспективой занятия британцами и французами ключевых позиций в зоне канала.
Одновременно с англо-французским заявлением засуетились и американцы — эти, однако, с противоположными намерениями. В дополнение к двум прежним посланиям сегодня Бен-Гурион получил от президента Эйзенхауэра еще одну телеграмму с предложением вывести войска с территории Синайского полуострова, поскольку цель — уничтожение баз фидаинов — достигнута. Если израильское руководство прислушается к предложению, говорилось далее в послании, президент Соединенных Штатов немедленно сделает заявление о своей глубокой признательности Израилю.
Не получив желаемого ответа от Израиля, правительство США велело своему представителю при ООН, Генри Кэботу Лоджу, написать председателю Совета Безопасности (в октябре этот пост занимал французский представитель) письмо, с требованием созвать заседание СБ для рассмотрения «возможных шагов по немедленному прекращению боевых действий Израиля в Египте». Вчера в 18.00 (по израильскому времени), ровно в тот момент, когда Британия и Франция предъявили свой ультиматум, было созвано специальное чрезвычайное заседание Совета Безопасности. Представитель США выдвинул резолюцию, требующую от «Израиля немедленного вывода вооруженных сил за установленные по условиям перемирия границы» и призывающую «всех участников воздерживаться от применения силы или угрозы применения силы в регионе любым несовместимым с целями ООН образом… и воздержаться от оказания любой военно-экономической или финансовой помощи Израилю до тех пор, пока он не выполнит условий резолюции…»
По просьбе Франции, Британии и Израиля, заседание было отложено на пять часов (до 23.00 по израильскому времени). Когда Совет Безопасности возобновил работу, уже распространились известия об англо-французском ультиматуме, что президент Соединенных Штатов расценил как обман и предательство со стороны союзников. Соответственно, он отдал приказания своим представителям бросить все силы США на то, чтобы не допустить реализации англо-французского плана.
Право вето, которым воспользовались Франция и Британия для блокирования принятия невыгодного им решения, решило судьбу резолюции, и в 04.00 (по израильскому времени) заседание СБ завершилось.
Тем временем в полночь (с 30 на 31 октября 1956 г.) министр иностранных дел Израиля передал наш ответ на ультиматум:
«Правительство Израиля получило коммюнике, направленное совместно правительствами Франции и Соединенного Королевства правительствам Израиля и Египта и касающееся прекращения боевых действий и отвода войск на расстояние десяти миль от Суэцкого канала.
В ответ на коммюнике правительство Израиля имеет честь заявить, что согласно с условиями, касающимися как времени, так и места, и объявляет о своей готовности осуществить необходимые практические шаги в данном направлении.
Выражая свое согласие, правительство Израиля принимает во внимание, что положительный ответ последует также и с египетской стороны.»
Как и следовало ожидать, Египет ответил, что не готов принять требования ультиматума. Если это было то, чего хотели британцы и французы, то они своего добились. Теперь они могли выступить против Египта, отказавшегося выполнить их условия.
1 ноября 1956 г.
В 19.00 (по израильскому времени) 31 октября 1956 г. англо-французские силы начали бомбардировки египетских аэродромов в зоне Суэцкого канала.