Для реализации перечисленных мероприятий японское командование располагало еще значительными вооруженными силами, насчитывавшими 6565 тысяч человек (в том числе 5365 тысяч в сухопутных войсках и авиации), а также 9400 самолетов. Свыше 2/3 авиации составляли самолеты устаревших типов, приспособленные для одноразовых полетов пилотов-смертников, а также учебные самолеты. Современных боевых самолетов насчитывалось около 3000. Императорский Военно-морской флот располагал 500 кораблями, в том числе 83 боевыми (6 линкорами, 4 авианосцами, 7 крейсерами, 22 эсминцами, 44 подлодками), а также 1200 тысячами моряков. Правительство Японии считало, что этих сил вполне достаточно для продолжения войны.
В то же время ситуация в самой Японии была тяжелой, так как ее экономика болезненно ощущала отсутствие сырьевых ресурсов — нефти, бокситов, железной руды и кокса. Производство промышленной продукции было в значительной степени дезорганизовано усиливавшимися бомбардировками авиации, которая разрушала также и японские города. В результате бомбардировок 9 миллионов человек оказались без крыши над головой.
В марте 1945 г. объем японской промышленной продукции опустился ниже минимального уровня, необходимого для поддержания народного хозяйства и вооруженных сил страны. Например, по сравнению с 1944 г. выплавка стали упала с 7,8 до 1 миллиона тонн, производство самолетов снизилось на 33 %, а производство авиационных двигателей — на 66 %. Это означало снижение выпуска новых самолетов с 28 тысяч в 1944 г. до 11 тысяч в первые семь месяцев 1945 г.
Истощались также запасы горючего. Импорт нефти прекратился в конце 1944 г. В марте 1945 г. на складах Японии находилось еще 4 миллиона баррелей топлива, или 572 480 тысяч литров. Это говорило о том, что автотранспортным средствам передвижения бензина хватит до июня, а самолетам — до сентября этого года. В такой ситуации морской флот уже не мог выполнять долгосрочных операций, и лишь группы, насчитывавшие не более десяти кораблей, могли действовать на расстоянии не более 2500 морских миль, двигаясь с рациональной скоростью 18 узлов. В ходе решающих сражений предусматривалась скорость в 20 узлов, а при преследовании — 24 узла в течение времени, не превышающем 12 часов.
Из-за небольших запасов авиационного бензина пробная эксплуатация авиационных двигателей была ограничена до двух часов (по сравнению с семью-девятью часами перед войной), к тому же пробным испытаниям подвергался один двигатель из десяти произведенных. Облет новых самолетов был сокращен до двух-трех часов, а время обучения пилотов, то есть число часов налета, снизилось со 100 до 40 часов. Введение в 1945 г. использования спирта в качестве авиационного топлива способствовало ускоренному износу авиационных двигателей в среднем после трех недель интенсивных полетов.
Систематически снижалось производство угля: 57 миллионов тонн в 1940 г., 49 миллионов тонн в 1944 г., 33 миллиона тонн в 1945 г. Это было вызвано в основной мобилизацией большого числа шахтеров в армию (их заменили работниками, принудительно вывезенными из Китая и Кореи, а также военнопленными). Производство автотранспортных средств упало до 18 % от уровня производства 1940 года.
В сельском хозяйстве Японии возникла нехватка рабочих рук и тягловой силы. Из этой отрасли хозяйства в армию были призваны несколько миллионов мужчин. Кроме того, в первые месяцы 1945 г. для формируемых дивизий было реквизировано 12 тысяч автотранспортных средств, 470 тысяч лошадей и 70 тысяч возов. Пришлось на 8,5 % уменьшить площадь возделываемых земель.
В начале 1945 г. американо-английские вооруженные силы, участвовавшие в военных действиях с Японией в бассейне Тихого океана и в странах Юго-Восточной Азии, насчитывали 2 миллиона человек, из них 1,4 миллиона американцев. Эти войска поддерживали с воздуха 6000 боевых самолетов. Тихоокеанский флот США имел 23 линейных корабля, 94 авианосца (из них 18 тяжелых, 3 легких и 73 эскортных), 57 крейсеров, 350 эскадренных миноносцев и 217 подводных лодок, а английский флот состоял из 2 линейных кораблей, 4 авианосцев, 5 крейсеров и 10 эскадренных миноносцев. Оба флота располагали также несколькими тысячами десантных кораблей и барж, а также других вспомогательных единиц.
Из приведенных цифр следует, что превосходство в сухопутных войсках имела Япония (2,3:1), а в авиации и в военно-морских силах — американцы и англичане. Соотношение в линейных кораблях составляло 1:4,1, авианосцах — 1:24,5, крейсерах — 1:8,8, миноносцах — 1:16,3, в подводных лодках — 1:5.
Однако приведенные выше данные отражают лишь приблизительное соотношение сил, так как не учитывают того, что наиболее сильные группировки японских сухопутных войск, находящиеся в Китае, Корее, Бирме и Вьетнаме, вели боевые действия против национально-освободительных и партизанских отрядов.
Хотя стратегическая инициатива в бассейне Тихого океана принадлежала войскам союзников, союзническое верховное командование продолжало считать, что военных сил США и Великобритании недостаточно для достижения быстрой победы над японскими агрессорами. По расчетам американских военных, проводивших планирование, предполагалось, что добиться победы над Японией можно будет лишь в 1946 г. Поэтому не случайно главы правительств обоих этих государств уже в Тегеране и Ялте добивались вступления СССР в войну против Японии. После изъявления Сталиным согласия 11 февраля 1945 г. руководители трех государств — СССР, США и Великобритании — подписали договор, согласно которому Советский Союз должен был вступить в войну против Японии через два-три месяца после разгрома Германии.
Политическое и военное положение Японии ухудшалось с каждым днем. Расчеты японских политиков на победу гитлеровской Германии — главного союзника Японии — не оправдались. Однако вопреки всякой логике японские правительство и командование продолжали войну.
Подготовки Японии к обороне
Планирование оборонительных действий
Решение об обороне островов Рюкю было принято японским командованием летом 1944 г. после потери Марианских островов. Предыдущая «теория непреодолимой обороны», основывающаяся на задержании и разгроме американских десантных войск на пляжах островов Гилберта, Маршалловых и Марианских, не выдержала экзамена. Тогда японское командование разработало новый вариант стратегической обороны, рассчитанный на затяжные бои и обескровливание противника.
Первый в новом изложении вариант плана обороны островов Рюкю был передан 32-й японской армии 19 июля 1944 г. для дальнейшей разработки и воплощения в жизнь.
Изменения, внесенные в начале 1945 г. в план обороны Окинавы, заключались в том, что американские десантные войска было решено разбить не на побережье, а в южной части острова, используя фортификационные сооружения. На принятие такого решения повлияло как предвидение того, что японские войска не смогут противостоять высадке десанта в момент бомбардировки пляжей и обстрела их корабельной артиллерией, так и понимание того, что сухопутные силы противника легче уничтожить вдали от берега. Вместе с военно-морскими силами и авиацией в деле разгрома флота вторжения должны были принять участие камикадзе[2] и моряки — смертники[3]. Таким образом, командование 32-й армии решило позволить противнику высадиться на Окинаве. Полевая артиллерия тоже не должна была вести огонь по вражеским кораблям и производящему высадку десанту, чтобы не обнаружить своих позиций и не быть уничтоженной корабельной артиллерией противника. Японское командование на основе анализа местности пришло к выводу, что американские войска произведут высадку на пляжах Хагуси на западном побережье Окинавы, чтобы захватить расположенные здесь невдалеке аэродромы Кадена и Йонтан. Небольших сил пехоты сочли недостаточными для удержания этих аэродромов, и было принято решение использовать орудия калибра 150 мм для обстрела взлетно-посадочных полос, чтобы американские самолеты не смогли воспользоваться ими.