Ознакомительная версия. Доступно 15 страниц из 71
В 5 ч 35 мин 10 мая 1940 года сухопутные войска вермахта начали вторжение в Голландию, Бельгию и Люксембург. С началом боевых действий все три французские лёгкие механизированные дивизии в составе 1-й группы армии выдвинулись в Бельгию для совместных действий с английским экспедиционным корпусом. 1-ю DLM придали 1-й армии, две остальные объединили в 1-й механизированный кавалерийский корпус под командованием генерала Приу, который 12–13 мая 1940 года в районе Гамблу и Намюра задержал на два дня продвижение 16-го немецкого танкового корпуса, уничтожив при этом 64 немецких танка. Однако затем корпус расформировали, а его соединения распределили по пехотным корпусам. Вскоре 3-ю DLM собрали вновь, но это ничего уже не меняло — союзники в Бельгии потерпели сокрушительное поражение и отступали к Дюнкерку, чтобы эвакуироваться в Англию, бросив всё вооружение и технику.
Немецкий солдат осматривает остатки тяжёлого французского танка B1bis. В результате попадания 88-мм снаряда у этой машины сдетонировал боекомплект. Франция, май 1940 года.
Также бездарно были использованы все три французские танковые дивизии, сконцентрированные на франко-бельгийской границе. 1-я DCR, входившая в состав 9-й полевой армии, должна была атаковать части немецкого 19-го танкового корпуса, но нехватка топлива и бесконечное отступление с мелкими стычками прекратили существование дивизии уже через три дня после прибытия на передовую. 2-ю танковую дивизию разделили на отдельные части и разместили их в районе переправ через реку Уазу. Через несколько дней кровопролитных боёв все её танки были выведены из строя. В составе 2-й полевой армии сражалась 3-я DCR, которая также потеряла материальную часть в оборонительных боях на подступах к Уазе.
В течение всего периода боевых действий единственным танковым соединением, использовавшимся по назначению, оставалась 4-я танковая дивизия полковника де Голля. На 11 мая 1940 года в ней имелось 215 танков различных типов. Сформированная уже после начала боевых действий, она представляла собой сложный конгломерат частей различного уровня подготовки. По этому поводу де Голль писал в своих мемуарах: «Тем временем я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоявший из двух эскадронов танков SOMUA (Средний танк S35. — Прим. автора). Однако во главе экипажей танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырёх часов вождения танка».
Силами до нескольких танковых батальонов де Голль наносил фланговые удары по частям 1-й немецкой танковой дивизии. Этот тактический приём принёс свои плоды — наступление немцев на несколько дней было задержано.
Пехотный танк «Матильда II», подбитый у Арраса.
24 мая 1940 года де Голль получил приказ ликвидировать укреплённый район Абвиля. У этого города, расположенного на реке Сомме, вблизи побережья Ла-Манша, немцы создавали плацдарм для дальнейшего наступления. Вечером 27 мая 4-я DCR, имея 140 танков и шесть пехотных батальонов, пошла в атаку. С наступлением ночи был взят первый рубеж обороны противника. Немцы отступили, бросив большое количество техники и снаряжения. Вместе со своими офицерами де Голль обедал в поспешно оставленном немцами замке Юпи. На столе вместо скатерти было расстелено германское знамя со свастикой. Но эта победоносная обстановка лишь подчёркивала трагизм ситуации, — был достигнут лишь мелкий успех местного значения, являвшийся случайностью на мрачном фоне разгрома Франции.
На рассвете 28 мая, в день, когда де Голль был произведён в чин бригадного генерала, 4-я танковая дивизия возобновила наступление. За три дня тяжёлых боёв она оттеснила противника на 14 км. От абвильского плацдарма у немцев осталась одна четверть его прежней площади. Но эта победа была куплена дорогой ценой — в строю 4-й DCR осталось только 34 исправных танка.
Ну а какими же танковыми силами располагали на континенте британские войска?
Накануне Второй мировой войны британские танковые части имели несколько вариантов организации. Так, например, существовали полки, преобразованные в танковые из кавалерийских — гусарских, драгунских и т. д., и имевшие, подчас, многовековую историю. Другую категорию составляли так называемые королевские танковые полки — RTR (Royal Tank Regiment), сформированные в конце Первой мировой войны. Уровень боевой подготовки последних, как правило, был несколько выше.
К развёртыванию танковых бригад и дивизий англичане приступили только в начале Второй мировой войны. Танковые части Британских экспедиционных сил (BEF — British Expeditionary Forces), прибывшие во Францию в сентябре 1939 года, были сведены в две лёгкие разведывательные бригады (1st and 2nd Light Recce Armoured Brigade). Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду (1st Army Tank Brigade). Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию (1st Armoured Division), также имевшую бригадную организацию.
К середине первого года войны основной структурной единицей британских танковых войск стала бригада. Существовали два типа бригад — танковые (Armoured), которые могли быть как отдельными, так и входить в состав дивизий, и армейские танковые (Army Tank), которые были только отдельными. Первые оснащались в основном крейсерскими и лишь иногда — пехотными танками, последние — исключительно пехотными.
Танк Pz.III Ausf.E на улице французского городка. Май 1940 года.
В состав 1-й армейской танковой бригады входили три Королевских танковых полка — 4. RTR, 7. RTR и 8. RTR. Два из них — 4-й и 7-й прибыли во Францию. В состав 4. RTR входили 50 танков Matilda I и пять лёгких танков Mk VI, 7. RTR — 27 Matilda I, 23 Matilda II и семь лёгких танков Mk VI. Накануне единственного серьёзного боя, в котором участвовала 1-я армейская танковая бригада — сражения у Арраса, оба полка были переформированы. Суть этого мероприятия свелась к тому, что 4. RTR получил некоторое количество пушечных «матильд» за счёт 7. RTR. В результате накануне сражения в 4-м полку имелось 35 танков Matilda I и 7 Matilda II, в 7-м — соответственно 23 и 9. Количество танков в обоих полках не соответствовало штатной численности отнюдь не из-за боевых потерь. До Арраса 1-я армейская танковая бригада вообще не участвовала в боевых действиях — просто значительная часть танков вышла из строя во время марша по бельгийским дорогам.
20 мая 1940 года лорд Горт, командующий Британскими экспедиционными силами, отдал приказ контратаковать в районе Арраса наступающие немецкие войска. Утром следующего дня британская оперативная группа Франклина в составе 5-й и 50-й пехотных дивизий, поддержанных 74 танками 1-й армейской танковой бригады и частями 3-й французской механизированной дивизии, нанесла контрудар, который пришёлся по тылам 7-й немецкой танковой дивизии Роммеля. Эти силы были слишком малы, чтобы достигнуть решающего результата, но тем не менее немцы понесли тяжёлые потери. Германские 37-мм противотанковые пушки не могли остановить «матильды», и, только введя в бой всю артиллерию и в первую очередь 88-мм зенитные орудия, Роммелю удалось задержать англичан.
Ознакомительная версия. Доступно 15 страниц из 71