Топ за месяц!🔥
Книжки » Книги » Историческая проза » Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 1914–1917 - Альфред Нокс 📕 - Книга онлайн бесплатно

Книга Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 1914–1917 - Альфред Нокс

391
0
На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 1914–1917 - Альфред Нокс полная версия. Жанр: Книги / Историческая проза. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст произведения на мобильном телефоне или десктопе даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем сайте онлайн книг knizki.com.

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 25 26 27 ... 202
Перейти на страницу:
Конец ознакомительного отрывкаКупить и скачать книгу

Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 202

Русские держат на Австрийском фронте массу кавалерии. Казачий офицер рассказывал, что здесь собрали 34 донских казачьих полка второго и третьего разряда, 15 полков казаков только из Оренбурга, не говоря о Кубани, Тереке, Урале и т. д. В Сандомире я видел эскадрон уральских казаков – все крупные, рыжебородые, похожие на дикарей. Почти у каждого поверх обычной серой шинели надеты водонепроницаемые плащи. Не удивляюсь, что австрийцы боятся их.

Солдаты, которых я вижу здесь, не выглядят такими измотанными, как те, что были в армии бедняги Самсонова.

Сандомир взяли в понедельник 14-го; при этом Тульский полк понес тяжелые потери. Город был оккупирован австрийцами в течение двух с половиной недель. Моя хозяйка, которая немного знает французский, говорит, что у нее в доме останавливались и венгры, и казаки, и многие другие.


Вплоть до сегодняшнего дня где-то поблизости шли бои, и небо на юго-востоке освещали пожары горящих деревень.


Суббота, 19 сентября 1914 г. Сандомир

Я хорошо выспался в удобной постели, а перед тем, как мы отправились на автомобиле в штаб армии в Золбнев, в 12 верстах к юго-востоку от Сандомира, мадам П. напоила нас чаем.

По ее словам, ее муж настоял, чтобы на время оккупации Сандомира австрийцами она переехала в дом к сестре. В тот день, когда вернулись русские, немцы насильно забрали с собой 17 самых уважаемых горожан. Одним из этих людей был и ее муж, 56-летний аптекарь. Предлогом ареста стало то, что из одного из домов в районе, где стоял и его дом, кто-то произвел выстрел. Теперь жена была в отчаянии, так как от мужа не приходило вестей, и вряд ли он появится в ближайшие месяцы.

Штаб 9-й армии располагался на вилле в окружении красивейших цветов. Здание выглядело старинным и, скорее всего, относилось к XVII веку. Мебель выполнена в старом добром стиле ампир. Начальник штаба армии генерал Гулевич провел меня в небольшую отдельно расположенную комнату для приватного разговора. Но когда он попытался присесть на кресло, то оно обрушилось под его весом, и генерал оказался лежащим на полу с торчащими вверх ногами. Возможно, лет сто назад это была хорошая мебель, но теперь она не могла выдержать веса человека. Я предъявил свои документы. Гулевич пояснил, что генерал Лещицкий пришел в ужас оттого, что я прикомандирован к нему, так как он не говорит ни по-английски, ни по-французски. Он зашел на минуту, чтобы познакомиться со мной, и, кажется, понял мою русскую речь!

Мне разъяснили общую обстановку. Рузский и Брусилов все еще отжимают австрийцев на запад. Плеве и Эверт гонят их на юг. Скорее всего, вот-вот будет занят Ярослав. Лещицкий ведет наступление на юг и на юго-запад. Похоже, австрийцы отступили на запад от Баранова, который вчера был занят русскими войсками. Очевидно, они намерены занять жесткую оборону по реке Вислок.

Планируется попытка рейда пяти кавалерийских дивизий под командованием генерала Новикова А.В. с задачей перерезать линии коммуникаций австро-венгерских войск в районе Кракова и тем самым вынудить их отступить. Я попросил и получил разрешение отправиться в рейд вместе с русской кавалерией.


Какое-то время разговаривал с польской дамой, которая пыталась узнать мое мнение по поводу русской армии, особенно после тех чудесных успехов, которые ей удалось достичь после прошлой войны с Японией. Она показала мне место, где взорвались два снаряда, выпущенные русскими гаубицами. От одного из них образовалась воронка пяти футов[12] глубиной на расстоянии десяти метров от дома. Женщине с мужем тогда пришлось провести две ночи и один день в подвале. Два ее сына сражаются в австро-венгерской армии, и с начала войны от них не было никаких новостей. Какой все-таки несчастный народ поляки! Надеюсь, что одним из результатов этой войны будет объединение их под протекторатом России. Мысль о том, что подобные кратеры могут появиться в нашем саду в Ольстере, кого угодно заставит платить любые налоги на многочисленную армию.

Мы ехали дальше, к Розвадову, чтобы осмотреть большое количество имущества, захваченного у австрийцев. Я прекрасно пообедал щами (капустный суп. – Авт.) с черным хлебом. Возможно, мне придется перейти на эту пищу в течение примерно недели!


Дурново-младший, который прибыл в 9-ю армию Лещицкого из Генерального штаба, привез мне привет от великого князя, а также новость о том, что «в Остенде грузится вторая британская армия, которая вместе с бельгийцами будет действовать на немецких коммуникациях».


Полковник С. из кадрового отдела 9-й армии, с которым я провел последние несколько дней, просто великий храпун. Каждый раз храп прерывает только звонок побудки. Я лежу без сна и представляю себе, как подрагивают его ноздри. Наверное, его можно услышать даже во Владивостоке! Днем он пытается усердно работать, но мне кажется, что он слишком много говорит. Тем не менее этот человек – добрая душа. Он пришел в настоящее изумление, узнав, что я бреюсь каждый день, и еще больше удивился, когда я рассказал, что некоторые англичане бреются дважды в день.


Воскресенье, 20 сентября 1914 г. Климонтов

Пронизывающе сырой день и не очень приятное начало для рейда. Генерал Эрдели, который командует 14-й кавалерийской дивизией, и его адъютант князь Кантакузен прислали за мной в 9.30 утра. По озерам грязи мы приехали в Климонтов, где располагается штаб 14-й кавалерийской дивизии, и остановились на ночь. Дивизия подошла примерно к трем часам дня, проделав марш от Тарнобжега, в южном течении Вислы, откуда отправилась в восемь часов утра. Прошлым вечером через Сандомир на северо-запад прошла 8-я дивизия.

В составе корпуса генерала Новикова насчитывается 140 кавалерийских эскадронов. Сюда входят 5, 8, 14-я и две донские казачьи дивизии, туркестанская казачья бригада, а также четыре сотни пограничной стражи.

По поводу нашей «задачи», похоже, имеются некоторые сомнения. Говорят, что после ливневых дождей Висла вышла из берегов, а места, где переправа возможна, тщательно охраняются. Снова всплыл вопрос о возможности прорыва не восточнее, а западнее Харькова.

Мы получили вполне сносный обед, включая чай, всего за сорок копеек (десять пенсов!). Население города почти полностью составляют евреи. Мне встретился еврей, который бывал в Торонто и говорил на вполне сносном «американском английском».

Вчера в первый раз видел Новикова. Он расхаживал по обширному залу на вилле в Золбневе, обсуждая с начальником своего штаба полковником Дрейером планы рейда. Молодой офицер назвал его самым передовым кавалерийским командиром в русской армии. Внешне это высокий мужчина приятной наружности, очень похожий на британских кавалерийских офицеров.

С Эрдели мне уже доводилось встречаться прежде в Санкт-Петербурге. Он показался мне более умным и утонченным. Начинал он службу в гвардейском гусарском полку, где служил вместе с императором, был командиром драгунского гвардейского полка, а к началу войны являлся генерал-квартирмейстером в Санкт-Петербургском военном округе, оттуда был переведен на эту должность в 9-ю армию. Ему только 44 года.

Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 202

1 ... 25 26 27 ... 202
Перейти на страницу:

Внимание!

Сайт сохраняет куки вашего браузера. Вы сможете в любой момент сделать закладку и продолжить прочтение книги «Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 1914–1917 - Альфред Нокс», после закрытия браузера.

Комментарии и отзывы (0) к книге "Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 1914–1917 - Альфред Нокс"