курсивом в угловых скобках. Если же кому-то покажется, что не все приведённые в книге фрагменты полностью «стыкуются», то мы легко с этим согласимся: ведь и в том большом «спектакле», который именуется «жизнь», далеко не все действия связаны друг с другом, а порой даже оказываются совершенно нелогичны по отношениям между собой.
К тому же вспоминается, как в одной прекрасной советской комедии некий не шибко грамотный герой, взяв в руки книгу и полистав её, с удивлением заявляет: «Но даже я могу разобрать, что многие страницы здесь пусты!». Точно так же можно сказать и про эту антологию: многие из наших «подготовленных» читателей смогут заметить, что в ней не рассказано о ком-то или о чём-то, и мы, опять-таки, согласимся с ними без всяких возражений. Да, в этой книге оказалось много – и даже очень много! – пустых страниц. Но если одни из них, как нам кажется, будут заполнены вскоре, после выхода очередных биографий разведчиков в серии «Жизнь замечательных людей», то другие так и останутся чистыми навсегда, потому как разведка строго хранит свои тайны и гриф секретности с судеб многих «бойцов невидимого фронта» никогда не будет снят. А потому не стоит высказывать претензии, что, мол, в книгу нашу что-то не вошло, – значит просто время для этого ещё не приспело по тем или иным многоразличным причинам, реально от нас не зависящим. Ведь и самим авторам, пишущим на темы разведки, очень хочется поведать читателям обо всех тех замечательных людях, имена и славные дела которых до сих пор нельзя предать гласности. Но ведь нельзя!
Зато каждый из томов нашей антологии сопровождается кратким биографическим справочником практически по всем (за редчайшим исключением!) упоминаемым в данном тексте разведчикам и агентам советской разведки. Если же одна и та же фамилия встречается в текстах двух или трёх томов, то для удобства читателей биографическая справка повторяется в каждом из них. Сразу уточним, что вся эта информация получена из открытых и, надеемся, достоверных источников – всей правды разведка не открывает никогда, а потому только и остаётся, что надеяться и верить. Краткие справки по биографическим данным встречающихся в наших книгах политических или иных деятелей, к разведке прямого отношения не имеющих, даются при необходимости – точнее, по разумению автора-составителя – в сносках в тексте.
Как уже увидел читатель, первая книга нашей антологии – «Мир между двумя войнами» – посвящена событиям, происходившим в 1920–1941 годах, то есть со времени образования советской внешней разведки и до начала Великой Отечественной войны. Первая мировая война тогда ещё только закончилась, и мир, сам того ещё не понимая, готовился ко Второй мировой. При этом даже само начало войны – таковое время также вошло в наше повествование – было воспринято довольно-таки легкомысленно, потому как многие увидели в произошедшем небольшой, в общем-то региональный конфликт…
Вторая книга антологии повествует о работе советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны – и в дальнем зарубежье, на всех четырёх обитаемых континентах, и на оккупированной гитлеровцами советской территории, и в Центре. В третьей книге будет рассказано о работе разведки в так называемое «послевоенное время» – то есть со второго полугодия 1945 года и фактически до наших дней… Эти книги будут изданы в ближайшее время.
Ну а пока – воспользуйтесь возможностью узнать, с чего начиналась наша внешняя разведка, и откройте эту книгу.
Александр Бондаренко
Книги серии ЖЗЛ, положенные в основу повествования
«Абель – Фишер». Н. Долгополов. М., 2016.
«Алексей Ботян». А. Бондаренко. М., 2020.
«Алексей Козлов. Преданный разведчик». А. Бондаренко. М., 2022.
«Виктор Лягин: подвиг разведчика». А. Бондаренко. М., 2017.
«Геворк Вартанян». Н. Долгополов. М., 2014.
«Григулевич. Разведчик, “которому везло”». Нил Никандров. М., 2005.
«Кембриджская пятёрка». В. Антонов. М., 2018.
«Ким Филби». Н. Долгополов. М., 2018.
«Конон Молодый». В. Антонов. М., 2018.
«Коротков». Т. Гладков. М., 2005.
«Павел Судоплатов». В. Антонов. М., 2018.
«Сахаровский». В. Антонов. М., 2020.
«Фитин». А. Бондаренко. М., 2018.
«Эйтингон». В. Антонов. М., 2017.
«Юрий Дроздов». А. Бондаренко. М., 2020.
«Яков Серебрянский». В. Антонов. М., 2020.
Глава 1.
Разведка начинает действовать
Впервые органы ВЧК начали вести разведывательную работу за рубежом уже в начале 1918 года. Когда по-настоящему развернулась Гражданская война, а также началась интервенция, возникла необходимость ведения контрразведки, то есть борьбы со шпионажем в армии и на флоте. С этой целью были созданы Особые отделы (ОО) в воинских формированиях и ряде губерний, особенно прифронтовых, а также Особый отдел ВЧК. Примечательно, что некоторое время ОО ВЧК руководили лично председатель ВЧК Ф. Дзержинский и его заместитель В. Менжинский. В Особом отделе начинал свою деятельность будущий руководитель КРО и ИНО А. Артузов.
Именно в недрах Особых отделов в апреле 1920 года были образованы специализированные разведывательные подразделения – Иностранный отдел в Центре и иностранные отделения на местах. В разработанной тогда инструкции указывалось, что при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР за границей будет создана резидентура во главе с резидентом с целью агентурного проникновения в интересующие объекты. То было начало создания так называемых «легальных» резидентур. В тех же странах, с которыми РСФСР не имела тогда дипломатических отношений, должны были действовать резидентуры с позиций нелегальных.
Последующие месяцы показали, что новообразованным подразделениям в рамках чисто военной контрразведки, которыми являлись Особые отделы, явно тесно. Сразу выявилась специфика внешней политической разведки в отличие от сугубо армейской.
12 декабря 1920 года Ф. Дзержинский отдал управляющему делами ВЧК следующее распоряжение: «Прошу издать секретный приказ за моей подписью о том, что ни один отдел ВЧК не имеет права самостоятельно отправлять агентов, или уполномоченных, или осведомителей за границу без моего на то согласия. Составьте проект приказа об Иностранном отделе ВЧК (с ликвидацией Иностранного отдела Особого отдела ВЧК) и начальнике его и о том, что все агенты от ВЧК могут посылаться только этим отделом».
Приказ, являвшийся, конечно, результатом не только данного распоряжения, но и длительного рассмотрения существа дела в Правительстве и ЦК партии, за № 169 был подписан Ф. Дзержинским 20 декабря 1920 года. Так возникла советская внешняя разведка, преемницей которой является Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ).
На территории иностранных государств советские разведчики тогда в первую очередь должны были выявлять контрреволюционные организации, ведущие подрывную работу против СССР, освещать линию этих стран по отношению к нему, выявлять правительственные и частные учреждения, занимающиеся шпионажем против Советской страны, добывать документы и материалы, которые можно было использовать в борьбе с этими организациями