Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 201
Интенсивно развивавшаяся военная промышленность требовала смягчения анархии производства, внесения элементов плановости, координации экономики из единого центра. В связи с этим государство внедрило элементы системы регулирования экономической и социальной жизни страны, что означало дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма. Проявлением этой тенденции стало создание в сентябре 1914 г. Федеральной промышленной комиссии и в августе 1916 г. Федерального управления судоходством. Для проведения в жизнь принятого в августе 1917 г. Акта о контроле над продовольствием, сырьем и топливом действовали Продовольственная, Топливная, Железнодорожная администрации. Военноторговое управление регулировало экспорт товаров, запрещенных к вывозу без особых лицензий. Военно-промышленное управление наводило порядок в снабжении собственных войск. Военной пропагандой занимался Комитет общественной информации. В качестве меры укрепления социальной дисциплины и повышения производительности труда уже в 1914 г. 14 штатов запретили продажу алкоголя. Развернулась кампания против антивоенной оппозиции. В ряде штатов приняли законы о «преступном синдикализме и саботаже». 16 мая 1918 г. Вильсон подписал федеральный закон о мятежах и подрывной деятельности, предусматривавший до 20 лет заключения. Среди осужденных были лидеры социалистов Ю. Дебс, Ч. Рутенберг, У. Хейвуд, в тюрьмах оказались более 4 тыс. членов анархо-синдикалистского профсоюза «Индустриальные рабочие мира».
С переизбранием в 1916 г. на пост президента Вудро Вильсон встал перед необходимостью окончательно определить отношение США к воюющим в Европе коалициям. К этому побуждало пришедшее в самом начале 1917 г. осознание, что примирения противостоящих блоков не будет и война закончится решительной победой одной из сторон. Вместе с тем идеи Вильсона исходили из предпосылки, что победа будет за антигерманской коалицией. Воспользовавшись переходом Германии к неограниченной подводной войне, Вильсон 2 апреля 1917 г. перед полным составом Конгресса предложил объявить США воюющей стороной. Конгрессмены и сенаторы согласились, и 6 апреля США официально вступили в войну. При этом США не вошли в состав Антанты, а только примкнули к ней. В Европу направили значительный воинский контингент, принявший участие в войне.
Страны Германского блока в годы войны
Германия
Затяжная война потребовала крайнего напряжения экономики страны. Это вызвало интенсивное развитие системы государственно-монополистического капитализма, начавшей складываться еще до войны. Ввиду особо высокой степени милитаризации экономики (в 1917 г. военные материалы составляли 75 % промышленной продукции) произошло слияние аппаратов управления государства и монополий. Уже с августа 1914 г. действовал Военно-промышленный комитет в качестве центрального органа по размещению военных заказов. Управление обеспечения стратегическим сырьем координировало производство и распределение около 300 важнейших видов сырьевых ресурсов и располагало сетью служб, действовавших в каждом округе. Государство провело принудительное объединение предприятий и фирм в синдикаты, наделенных исключительным правом на получение сырья и заказов. До предела дошла интенсификация труда. Длительность рабочего дня подняли до 11–12 ч, отменили запрещение детского труда и ограничение рабочего дня подростков, запретили менять место работы по своему желанию, ввели трудовую повинность для мужчин от 18 до 60 и женщин от 20 до 55 лет. Тем не менее вследствие нехватки квалифицированных рабочих, снижения производительности труда (женщины заменяли мужчин) промышленное производство уменьшилось и составило в 1918 г. 57 % от уровня 1913 г. Почти вдвое сократилась продукция сельского хозяйства, что вынудило ввести карточную систему снабжения. Недельный рацион составляли 250 г мяса, 60–90 г жиров, 1,5 кг картофеля. В день полагалось 170 г хлеба, который подчас на 94 % состоял из примесей. На усиление эксплуатации и голодную жизнь рабочие отвечали стачками, которые из года в год становились все более массовыми: если в 1915 г. в них участвовали 14 тыс. человек, то в 1916 г. – 129 тыс., а на 1917 г. приходилось уже 667 тыс. забастовщиков.
Уже с конца 1914 г. в Социал-демократической партии Германии (СДПГ) возникли оппозиционные руководству группы. В вину лидерам ставили нарушение антивоенных постановлений Штутгартского и Базельского конгрессов II Интернационала, поддержку империалистических планов правительства, отказ от проведения самостоятельной политики в интересах рабочего класса. Сама социал-демократическая оппозиция не была однородной. В ней выделились различные течения. Пацифисты, среди которых был и Э. Бернштейн, являлись противниками войны и захватнических планов германских милитаристов. «Марксистский центр», объединившийся вокруг К. Каутского, Г. Гаазе, Р. Гильфердинга, стремился побудить Германию выступить с инициативой мира без аннексий и контрибуций и на основе «взаимопонимания между народами» пытался оказать влияние на развитие антивоенного движения в странах Антанты. «Левые» во главе с К. Либкнехтом, Р. Люксембург, Ф. Мерингом, К. Цеткин выступали за революционный выход из войны, «свержение империализма и милитаризма» и организовали ряд антивоенных выступлений. Весной 1915 г. они создали группу «Интернационал», принявшую в январе 1916 г. название «Спартак». Серьезные различия в политической линии этих течений и групп не помешали их сплочению. В апреле 1917 г. на съезде в Готе была учреждена Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ). В нее перешла треть членов старой СДПГ.
Назревание экономического и политического кризиса привело к усилению противоречий внутри правящего лагеря, что свидетельствовало о провале попытки канцлера Теобальда фон Бетман-Гольвега утвердить гражданский мир путем установления сотрудничества всех парламентских партий, включая социал-демократов. В июле 1917 г. по требованию военного командования Бетман-Гольвег ушел в отставку. Его заменил третьеразрядный административный чиновник, служивший до этого помощником статс-секретаря прусского военно-продовольственного ведомства, Георг Михаэлис. С этого момента вся политическая и военная власть в Германии безраздельно сконцентрировалась в руках возглавившего в августе 1916 г. Верховное военное руководство (ОХЛ) генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга и тогда же ставшего генерал-квартирмейстером, т. е. начальником Генерального штаба, генерала Эриха Людендорфа. Диктатура армейской верхушки стала полной и безраздельной. Были жестоко подавлены волнения матросов военно-морского флота, преследовались антивоенные выступления, но революционные тенденции все более усиливались. В октябре 1917 г. на смену обнаружившему неспособность обеспечить внутриполитическую стабильность Михаэлису пришел Георг Гертлинг, всецело разделявший пангерманские цели войны. Однако смена лиц изменить уже ничего не могла.
В конце сентября 1918 г. военные диктаторы Гинденбург и Людендорф ввиду стратегической неудачи весенне-летнего наступления на Западном фронте, истощения людских и материальных ресурсов, делавших безнадежным продолжение войны несмотря на подписанный 3 марта 1918 г. мирный договор с Советской Россией, ультимативно потребовали начала мирных переговоров во имя предотвращения катастрофы. Это ускорило «кризис верхов». 3 октября 1918 г. кайзер Вильгельм IIназначил новым канцлером наследника трона Великого герцогства Баденского принца Макса, кандидатуру которого одобрили все партии, включая СДПГ. В правительство вошли социал-демократы Филиппа Шейдемана и Гуго Гаазе. Макс Баденский немедленно направил послание президенту США Вильсону с предложением заключить перемирие. Людендорф, фактически обеспечивавший стратегическое руководство армией, но не желавший нести ответственность за ее поражение и предполагаемые тяжелые условия мира, отказом принять требования Вильсона спровоцировал свою отставку.
Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 201