Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 201
Для идеологии пацифистского движения середины – конца XIX в. характерно постепенное замещение религиозных мотивов осознанием экономических и социальных преимуществ бесконфликтного развития человечества. Последовательница Сен-Симона француженка Эжени Нибойе, с 1844 г. издававшая первую на континенте пацифистскую газету «Мир двух миров», утверждала, что на Европейском континенте после 1815 г. три десятилетия мира принесли для улучшения жизни людей больше пользы, чем все наполеоновские войны, и из этого сделала вывод о ненужности пушек и ружей для прогресса. Эта идея широко обсуждалась на ставших регулярными международных встречах пацифистов. На Международном конгрессе мира, третьем по счету, прошедшем в Париже в 1849 г., председательствовал Виктор Гюго (первый был организован в 1843 г. в Лондоне). Это было весьма представительное собрание пацифистов: конгресс собрал 600 участников и 1500 гостей, преимущественно из Англии и Франции. Выступая на нем, Гюго выразил глубокую убежденность в осуществимости замены войны мирным сотрудничеством: «Все мы, находящиеся здесь, заявляем, обращаясь к Франции, Англии, Пруссии, Австрии, Испании, Италии, России: “Настанет день, когда и у вас оружие выпадет из рук… когда война между Парижем и Лондоном, между Санкт-Петербургом и Берлином, между Веной и Турином покажется столь же нелепым абсурдом и… невозможной, как в наши дни была бы бессмысленна… война между Руаном и Амьеном, между Бостоном и Филадельфией. Настанет день, когда ты, Франция, ты, Россия, ты, Италия, ты, Англия, ты, Германия – все вы, нации континента, не утрачивая ваших отличительных черт… сольетесь в некоем высшем единстве и образуете европейское братство… Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств – Соединенные
Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы»[288]. Конгресс предлагал и практические меры; одна из них – осуждение займов и кредитов на ведение захватнических войн. До 1853 г. прошли еще три конгресса. И на них делегаты акцентировали внимание на необходимости тратить средства не на военные нужды и войны, а на развитие экономики и обучение рабочих.
Крымская война 1853–1856 гг. подорвала веру пацифистов в возможность сдерживать милитаристские поползновения правительств, повергла их в шок и вызвала сомнение в эффективности международных конгрессов, ввиду чего в последующее десятилетие они не собирались. Однако наметившиеся в 1866 г. претензии Наполеона III на восстановление границ 1814 г. с аннексией Ландау, Саарбрюкена и Люксембурга, с одной стороны, ставшие известными тайные договоры Пруссии с Баварией и Баденом о военном союзе – с другой, что вместе взятое было чревато войной, активизировали усилия сторонников мира. Но теперь они выступали с позиций политического пацифизма. В 1867 г. в Женеве по инициативе группы французских интеллигентов прошел представительный конгресс. На нем председательствовал Джузеппе Гарибальди, участвовали известные политики разных убеждений: философ и член английского парламента Джон Стюарт Милль; буржуазный республиканец, в то время эмигрант и в будущем видный политический деятель Третьей республики во Франции Жюль Ферри; один из руководителей английских тред-юнионов и I Интернационала У.Р. Кример; член Генерального совета I Интернационала Шарль Лонге (впоследствии ставший мужем Женни Маркс); участник революции 1848 г. и затем – Парижской коммуны, крупный ученый и анархист Элизе Реклю; знаменитый революционер и признанный лидер анархизма М.А. Бакунин. В условиях продолжавшихся освободительных движений конгресс провозгласил лозунг «мир через свободу» и потребовал создания республиканских государств, потому что мир несовместим с огромными военными монархиями, которые пытаются подавлять малые страны. Конгресс предлагал распустить постоянные армии, заменив их для целей обороны милицией.
Достижением Женевского пацифистского конгресса 1867 г. явилось создание международной Лиги мира и свободы (ЛМС), история которой прослеживается до конца 1930-х гг. Ее организатором и вдохновителем был Шарль Лемонье', он привлек к участию в ЛМС представителей различных политических течений, каждый из которых оставил заметный след в истории. В их числе были А. И. Герцен, М.А. Бакунин, Дж. Гарибальди, В. Гюго, Дж. С. Милль. Женевская ЛМС издавала газету «Соединенные Штаты Европы», провела в 1868 и 1869 гг. еще два конгресса.
На последнем из них вновь выступил В. Гюго. В его видении проблема установления европейского мира была связана с низвержением империи Наполеона III.
Франко-прусская война 1870–1871 гг. вызвала протесты и осуждение пацифистских миротворцев, но в то же время наглядно показала их неспособность воздействовать на ход событий. Более того, осенью 1870 г. французское правительство запретило ЛМС проводить в Париже собрания. Вскоре она была реорганизована во Французское общество международного арбитража. Что касается женевской ЛМС, то с началом войны ее ряды раскололись: поскольку она поддержала Францию, немецкие члены ушли. Пацифистское движение 40-х – начала 70-х гг. XIX в. оставалось разобщенным, при всех его гуманистических помыслах и устремлениях выявило неспособность организовать скоординированные выступления не только широких народных масс, но и интеллектуальной элиты ведущих европейских стран. Националистические чувства доминировали в сознании народов, не позволяя им подняться до понимания возвышенной, но абстрактной идеи пагубности войн как таковых.
Пережив спад, пацифизм возродился с новой силой в 80-х гг. Этому благоприятствовали демократизация системы парламентаризма, распространение идей либерализма и расширение политики социального реформизма. Оживилась деятельность ЛМС, возникли новые организации: Международная ассоциация арбитража и мира — в Англии; Ассоциация молодых друзей мира посредством права и Международное согласие – во Франции. Развернулось пацифистское движение в Австрии и Германии. Здесь у его истоков стояла австрийская писательница Берта фон Зуттнер. Она была широко известна в Европе, вращалась в кругах высшего света и финансовых магнатов. Под ее влиянием Альфред Нобель в завещании предусмотрел премию мира. В 1889 г. Б. фон Зуттнер опубликовала антивоенный роман «Долой оружие! (История жизни)». Книга имела ошеломляющий успех: за короткое время в Германии вышло 34 издания, появилось множество переводов на иностранные языки. Роман стимулировал интерес к антивоенному движению, до этого почти неизвестному австрийской и германской общественности. В 1891 г. Б. фон Зуттнер основала Австрийское общество мира, а в 1892 г. – наиболее жизнеспособную пацифистскую организацию в Германии – Немецкое общество мира. Целью общества провозглашалось формирование народной воли к миру, которую никакая власть не сможет проигнорировать и развязать войну, межгосударственные же конфликты следует регулировать через международные арбитражные суды. Членами общества в большинстве были представители средних слоев: учителя начальных и средних школ, мелкие собственники, торговцы, юристы, духовенство, лица «свободных профессий». До трети участников миротворческого движения составляли женщины, но политически активные женщины-суфражистки пацифистскую идеологию не разделяли и с пацифистами не сотрудничали. К 1914 г. Немецкое общество мира объединяло около 10 тыс. человек, но активных пацифистов было не более 3 тыс. Пацифизм в Германии был «движением одиночек», вне которого оставались крупная буржуазия, пролетариат и сельское население.
Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 201