1. Рисунок сделан по фотографии, на которой хорошо видна любопытная и типично индивидуальная вариация формы установленного образца. Этот младший русский офицер носит стандартную немецкую пилотку для унтер-офицерского состава с белой нашивкой пехотинца в виде перевернутой буквы «V» над немецкой кокардой. Но сверху на пилотке отсутствует орел, а подвернутые края обшиты красной каймой. Воротник германского полевого мундира 1943 г. перешит в стоячий воротничок и обшит красной каймой. Петлицы на нем отсутствуют. Красные канты были добавлены к немецким солдатским штанам стандартного образца. Штаны этого лейтенанты заправлены в немецкие сапоги. На груди его мы видим германского орла, а на плечах — широкие погоны немецкого пехотного лейтенанта с белым подбоем. Ни одна из деталей его униформы не соответствует официальной практике.
2. Кубанка с голубым верхом, какие носили казаки Терского казачьего войска, позволяет предположительно определить принадлежность этого казака, однако остальные детали его униформы только запутывают дело. Петлицы и погоны, соответствующие его чину и утвержденному для русских и украинских войск стандарту, пришиты на обычную немецкую форму для рядового состава. Сапоги — русского образца. Хаотическое смешение знаков различия на его смешанной русско-немецкой форме было типичным для Восточных войск.
3. Некоторые подразделения, несшие службу на Западе, носили такую сине-серую форму, отдельные детали покроя которой напоминают традиционную русскую гимнастерку. Форма этого солдата могла поступить со старых французских складов. На его груди знак добровольца негерманского происхождения, который редко использовались на практике. Знаки различия РОА и советское снаряжение не представляют собой ничего примечательного.
1. Кавалерийский старшина Туркестанского легиона, 1943 г.
2. Майор германской артиллерии, служивший в Восточных войсках, 1944 г.
3. Младший лейтенант Русской освободительной армии, 1944 г.
1. Немецкая кавалерийская униформа дополнена на этой иллюстрации петлицами и погонами, соответствующими стандарту, утвержденному для азиатских и кавказских добровольцев, а также национальными нашивкой и кокардой. Детали нашивки подробно рассмотрены в сопутствующей таблице. Этот Легион создал 26 боевых батальонов.
2. Этот рисунок основывается на фотографиях одного из командиров Восточного батальона и напоминает нам о том, что немецкий личный состав не пехотных, а других подразделений направлялся в Восточные батальоны благодаря своей особой подготовке и способностям. На этом офицере мы видим полевую форму, соответствующую его званию и роду войск. На голове — отделанное серебряным кантом кепи, которое в 1943 сменило офицерскую пилотку. На его петлицах и погонах можно увидеть красные цвета, говорящие о принадлежности к артиллерии. Нашивку РОА он носит на правом рукаве, что не совсем характерно. В петлицу мундира продеты ленты Железного креста 2-го класса, Знака отличия для восточных народов «За заслуги» 2-го класса и медали «За зимнюю кампанию 1941/42 гг.». На оригинальной фотографии можно увидеть и приколотую на левой стороне его мундира серебряную эмблему восточных народов в виде солнца с лучами, Знак отличия для восточных народов «За заслуги» 1-го класса, немецкий Штурмовой знак и черный Знак за ранение.
3. На иллюстрации этого младшего офицера Восточного батальона награждают Знаком отличия для восточных народов «За заслуги» 2-го класса. На нем стандартная немецкая униформа. Мундир и штаны, по-видимому, стандартного образца для рядового и унтер-офицерского состава; офицерская пилотка с русской сине-красной кокардой. Знаки различия на петлицах, погонах и рукаве обычного образца.
1. Лейтенант Армянского легиона, 1944 г.
2. Унтер-офицер Восточных войск, 1945 г.
3. Лейтенант Грузинского легиона, 1944–1945
1. В офицере этого кавказского добровольческого легиона, предоставившего вермахту 13 боевых батальонов, немецкая униформа для рядового и унтер-офицерского состава дополнена петлицами со знаками различия звания и узкими погонами цугфюрера. Эмблема соответствует варианту, производимому в Германии для кавказских, азиатских и западноевропейских добровольцев. Точные цвета этой эмблемы описаны и показаны в сопровождающей таблице.
2. Здесь немецкая униформа сочетается с петлицами и погонами азиатских и кавказских добровольцев. Нашивка РОА на рукаве говорит о той неопределенной позиции, которую эти войска занимали «на бумаге». На практике они никак не подчинялись РОА и не несли перед ней никаких обязательств.
3. Интересно то, что этот цугфюрер одного из четырнадцати боевых батальонов Грузинского легиона носит немецкие офицерские петлицы и погоны вместо петлиц и погон установленного образца, которые мы видели на лейтенанте Армянского легиона. Этот рисунок сделан по фотографии офицера, служившего в Нормандии в 795-м Восточном батальоне. Единственной специфической деталью его униформы является национальная нашивка. Его головной убор представляет собой фуражку старого образца, которая пользовалась популярностью и была удобнее, чем более поздняя «жесткая» фуражка и общеармейское кепи. На нем надет летний вариант легкого полевого мундира.
1. Унтер-офицер легиона «Свободная Индия», 1944 г.
2. Обер-лейтенант легиона «Свободная Индия», 1944 г.
3. Рядовой Добровольческого Арабского Легиона, 1943 г.
1. Этот унтер-офицер одет в стандартную тропическую униформу германской армии со знаками различия, включающими в себя погоны и красно-коричневые «ку-тушки» на петлицах. Его «ваф-фенфарбе» зеленого цвета, что говорит о том, что его часть была переформирована в моторизованный полк. Определить подразделение, к которому он принадлежит, можно только по нашивке.