Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 201
Поворот католической церкви к социально-политическим проблемам светского общества
20 февраля 1878 г. Святой престол занял Лев XIII (1878–1903). Цель своего понтификата (лат. pontiflcatus – время пребывания в сане Папы Римского) он видел во внутреннем совершенствовании церкви и устранении конфликта между ней и обществом. В ряде энциклик (1885, 1888, 1890) Лев XIII определил новую политику Ватикана по отношению к государственной власти. Церковь и государство характеризовались как составные части общего мирового порядка, из чего следовал вывод о необходимости действовать в согласии друг с другом. Папа заявил о признании любых форм государства и всех политических систем, если они соответствуют принципам разумности и справедливости, действуют в рамках законности, обеспечивают уважение религии, свободную деятельность и неприкосновенность прав церкви. Граждане же должны пользоваться умеренными политическими свободами, почитать власть и исполнять законы, воспитывать в себе чувство любви к родине и церкви как духовному отечеству. Предложенная Папой новая модель взаимоотношений с обществом и светской властью означала отказ от ориентации только на монархию в ее неоабсолютистской форме, признание буржуазного государства и парламентской демократии, позитивных сторон либерализма с его постулатами свобод и прав человека. Папство пошло на сближение с буржуазным государством и обществом, отказавшись от борьбы с ними.
Одним из мотивов кардинального изменения позиции католической церкви было развертывание социалистического рабочего движения, что побудило Льва XIII обратиться к социальным проблемам. 15 мая 1891 г. он обнародовал энциклику «Rerum novarum» («О новых вещах») по рабочему вопросу. Папа признал, что «очень большая часть людей ведет действительно нищенскую и несчастную жизнь, недостойную человека», а «горсть богачей наложила почти рабское ярмо на трудящееся сословие»[236]. Но социалистический путь преобразования общества Ватикан отверг, противопоставив ему социальную политику, субъектами которой должны выступать церковь, государство и профессиональные союзы.
В этой триаде церковь, выполняя функции учителя, воспитателя и носителя христианской идеи любви к ближнему, должна добиваться сплочения общества и улучшения материального положения всех его членов. Поэтому ей рекомендовалось участвовать в общественной деятельности. Государству следует заботиться о благополучии всех граждан, и в первую очередь о наиболее нуждающихся, коими являются рабочие. Объектом государственного вмешательства в дела граждан, по утверждению энциклики, являются такие сферы, как защита частной собственности, проблема занятости, материальные и духовные условия труда, защита прав женщины и ребенка, вопросы трудовых соглашений и оплаты труда, формирование широкого слоя собственников. Рабочие в свою очередь имеют право на создание свободных и независимых от государства профсоюзов, призванных укрепить их социальное положение, способствовать удовлетворению конкретных нужд, обеспечивать защиту интересов. Но эти задачи профсоюзы решат, лишь отказавшись от разжигания классовой ненависти и встав на путь взаимопонимания и сотрудничества между рабочими и работодателями. Только при этом условии будут стабилизированы общественные отношения в целом.
Обнародованием энциклики «Rerum novarum» Ватикан признал, что капитализм воплощает социальную несправедливость и нуждается в преобразованиях, от которых церковь не может уклониться. В связи с этим католики призывались к участию в совершенствовании капиталистического строя в какой бы то ни было роли: общественного и политического деятеля, члена или руководителя церкви, просто гражданина своей страны. Эти общие начала социальной политики церкви нашли отклик в широких кругах католиков, дали им ориентиры в общественно-политической деятельности, которая разворачивалась по различным направлениям. Получило мощный импульс христианское профсоюзное движение. В 1893 г. христианские профсоюзы возникли в Австрии, в 1894 г. – в Германии. В 1908 г. на первый Международный конгресс собрались христианские профсоюзы 8 стран: Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, России, Швейцарии, Швеции. Развернулась работа по усилению роли католической церкви в женской среде через ряд специализированных организаций. Были созданы: в 1894 г. – Всемирная ассоциация молодых христианских женщин, в 1897 г. – Международная католическая ассоциация обществ защиты девушек, в 1910 г. – Международный союз женских католических лиг, в 1911 г. начала деятельность Международная католическая федерация физического воспитания, в 1912 г. возник Всемирный союз преподавателей-католиков. В духе энциклики «Rerum novarum» пересмотрели политический курс католические партии. В Германии, например, Партия центра перешла от оппозиции к сотрудничеству с империей, признала необходимость социальных реформ.
Протестантские церкви
В XIX – начале XX в. продолжали эволюционировать разновидности протестантизма: лютеранская, кальвинистская и англиканская церкви. Ориентация на спасение души и обретение вечной загробной жизни путем выполнения предначертанного Богом завета самоотверженно трудиться и добиваться успеха в профессиональной и хозяйственной деятельности при внутреннем самоограничении в потреблении материальных благ и аскетизме в повседневной жизни привлекало к этим конфессиям множество последователей.
Лютеранская (евангели– Эта ветвь протестантизма на европейческая) церковь ском континенте получила преобладающее влияние и массовое распространение в государствах Германии, прежде всего в Пруссии, Гессене, Мекленбурге, Саксонии, Вюртемберге, в скандинавских странах – Швеции, Норвегии, Дании. Отрицание института священнослужителей как особого сословия, наделенного свыше правами быть руководителями верующих и посредниками в изучении ими Святого Писания, привело к отказу от иерархической, как у католиков, организации церкви и формированию круга священнослужителей – наставников (пасторов), равных между собой по сану, с одинаковыми служебными полномочиями и обязанностями и лишь ими отличающихся от всех остальных верующих. Отказавшись от католической иерархической системы организации церкви, протестантизм делегировал функции руководства церковью светским государям. В Пруссии лютеранская церковь стала государственным институтом. Монарх являлся главой церкви в сане верховного епископа. Государство назначало на церковные должности, и в силу этого пасторы действовали как государственные чиновники: объявляли королевские указы, личным участием обеспечивали проведение государственной политики в сфере народного образования и общественного призрения, а главное, проповедями и собственным примером воспитывали подданных в духе повиновения королевской власти, поддержания общественного порядка и неприятия инакомыслия.
Заплатив за стабильное положение и материальное благополучие утратой независимости от светской власти, официальная лютеранская церковь в Германии во многом растеряла расположение верующих. Как отметил А. Лихтенберже, «буржуазия лишь по привычке и из приличия сопровождает религиозными обрядами некоторые важнейшие моменты жизни и считает религию спасительной уздою для удержания масс в повиновении, но она утратила всякую живую веру и даже самую потребность в ней. Что касается рабочих масс, весьма проникнутых социа-диетическими идеями, отношение их к официальной церкви или индифферентно, или неприязненно… И в деревнях, по-видимому, проповедь пастора почти не затрагивает душ и не оказывает влияния на общественную нравственность»[237].
Ознакомительная версия. Доступно 41 страниц из 201