Виновников нелепой гибели лучшего фрегата император по-семейному великодушно освободил от всякой ответственности. Но флот этой катастрофы забыть не мог, и в память о ней, в числе других соображений, особое внимание обратили на безопасность плавания “Памяти Азова” с наследником.
Предопределенность свыше (может быть, даже по повелению императора) исключительно парового плавания побуждала командира Н.Н. Ломена ходатайствовать о снабжении корабля хорошо пригнанными дождевыми тентами. Их следовало иметь на шканцах, шкафуте и юте и всех мостиках. В жарком климате они будут особо полезны и для сохранения палубы, которую в противном случае придется портить в результате частичного смачивания. Необходимы они и для прикрытия корабля от обильно сыплющейся из дымовых труб мелкой сажи, для чего, как добавлял командир порта, командирам приходится применять “всевозможные брезенты, запасные косые паруса и даже койки”. Предлагаемые Н.Н. Ломеном дождевые тенты, сшитые на все судно, было бы полезно внести в запасной штат. Дело, однако, ограничилось разрешением командиру завести добавочный дождевой тент, который вместе с обыкновенным штатным тентом мог служить для большого “отенения” палубы.
В числе других мер по обеспечению безопасности плавания предусматривалось устройство особо продуманной системы громоотводов, разработка “таблиц непотопляемости” (остается открытым вопрос — как они могли соотноситься с таблицами, которые в 1903 г. предложил А.Н. Крылов), тщательное определение остойчивости корабля и обширный комплекс мер по уменьшению перегрузки.
Закладка императорской яхты “Полярная Звезда” и спуск полуброненосного фрегата “Память Азова”
(Из журнала “Морской сборник” № 6 за 1888 г.)
В пятницу, 20 мая, в начале двенадцатого часа дня, на одном из эллингов Балтийского судостроительного и механического завода, в С. Петербурге, в присутствии их императорских Величеств, проходила закладка императорской яхты “Полярная Звезда”, а ровно в полдень с другого эллинга того же завода благополучно спущен на воду полуброненосный фрегат “Память Азова”.
Их императорские Величества, государь император и государыня императрица, в сопровождении их императорских Высочеств государя-наследника цесаревича и великих князей Георгия Александровича, Владимира Александровича с августейшей супругой, великой княгиней Марией Павловной, Алексея Александровича, Павла Александровича, Михаила Николаевича с сыновьями Сергеем и Алексеем Михайловичами, Николая Николаевича младшего и Евгении Максимилиановны принцессы Ольденбургской, изволили прибыть на паровых катерах к пристани Балтийского завода, где по левую сторону эллинга была устроена палатка в древнерусском вкусе. При следовании вниз по Большой Неве, к пристани завода, паровой катер с их Величествами шел под императорским штандартом, которому был произведен салют со всех военных судов, стоявших на реке по следующей диспозиции: ниже Николаевского моста у пристаней Английской набережной, стояли:
Императорские яхты:
“Стрельна” (Командир капитан 2 ранга Князь Шаховской)
“Александрия”(Командир флигель-адъютант Нехватович)
“Марево” (Командир лейтенант Малютин)
Пароходы:
“Нева” (Командир лейтенант Трубников)
“Онега” (Командир капитан 2 ранга Третьяков)
“Ильмень” (Командир капитан 2 ранга Левендаль)
“Петербург” (Командир капитан 2 ранга князь Ухтомский)
Далее, посреди реки, на расстоянии от Горного института до Балтийского завода, стояли:
Башенные фрегаты:
“Адмирал Лазарев” (Командир капитан 1 ранга Веселаго 2-й)
“Адмирал Чичагов” (Командир капитан 1 ранга Шанц)
Клипер “Пластун” (Командир капитан 2 ранга Бирилев)
Крейсер “Азия” под флагом вице-адмирала Шварца
(Командир капитан 2 ранга Давыдов 5-й)
Клипер “Опричник” (Командир капитан 2 ранга Герарди)
Клипер “Стрелок” (Командир капитан 2 ранга Дикер)
Яхта “Царевна ” (Командир капитан 2 ранга Кригер)
Против эллингов Балтийского завода, около берега острова Подзорный, были расставлены суда яхт-клуба, и ниже их, также около берега, пароход финляндского лоцманского ведомства “Элекеен” и пароход “Ижора” (командир подполковник Новицкий).
При вступлении их императорских Величеств на пристань Балтийского завода, директор завода, отставной капитан-лейтенант Кази, поднес государыне императрице букет из роз, перевязанный национальными трехцветными лентами, на которых золотыми буквами изображены надписи: “Полярная Звезда”, “Память Азова” и “20 мая 1888 года”. По выходе на площадку около эллинга их императорские Величества изволили проследовать мимо почетного караула, с которым государь император изволил поздороваться.
Затем их Величества изволили подняться на фрегат “Память Азова”, на котором были встречены командиром фрегата, капитаном 1 ранга Ломеном. По осмотре фрегата их императорские Величества спустились на второй эллинг, к месту постройки императорской яхты “Полярная Звезда”. Здесь была произведена закладка яхты, причем его императорское Величество государь император изволил прочитать закладную доску и вложить ее в приготовленное для нее место, и потом, по поданной заклепке, сделать первые удары молотком. Следующие удары были сделаны ее императорским Величеством государыней императрицей и их императорскими Высочествами.
После закладки их императорские Величества изволили пройти к месту палатки, у левой стороны эллинга, на котором находился готовый к спуску полуброненосный фрегат “Память Азова”. Затем государь император приказал начать спуск. Тотчас застучали топоры и молоты, которыми выбивали подпоры. В 11 час. 59 мин. фрегат “Память Азова” тронулся с места и плавно сошел с эллинга на воду. Как только фрегат тронулся с места, музыка заиграла гимн “Боже Царя храни” и раздались крики “ура” всех присутствующих. Спуск удался очень хорошо, несмотря на довольно свежий ветер с юга.
По мере выхода фрегата из эллинга были подняты: на кормовом флагштоке Георгиевский флаг, на бизань-флаг-штоке флаг адмиралтейский, на грот-флаг-штоке императорский штандарт, на фок-флаг-штоке флаг генерал-адмирала, а на носу гюйс. Императорскому штандарту салютовали по уставу все военные суда, стоявшие на Большой Неве. Когда фрегат достаточно завернулся вниз по течению реки, были отданы якоря, задержавшие его немного ниже верфи Балтийского завода.
По окончании церемонии спуска их императорские Величества и сопровождавшие их члены императорской фамилии изволили отбыть от пристани на паровом катере, который направился к стоявшему поблизости клиперу “Стрелок”, возвратившемуся недавно из заграничного плавания. При отбытии их императорских Величеств с клипера “Стрелок” снова был произведен салют по уставу.
Относительно спущенного на воду полуброненосного фрегата “Память Азова”, к постройке которого приступлено 4 марта 1886 года, приводим нижеследующие подробности о его размерениях, элементах и конструкции: