Ознакомительная версия. Доступно 32 страниц из 156
Усилия по вербовке местных ополченцев привели к смешанным результатам. В северных районах Трансиордании, где все молодые мужчины уже были призваны в османскую армию, остались только старики, которые с радостью бросились записываться добровольцами на войну. Один турецкий офицер, направленный в Ирбид, чтобы провести смотр «армии моджахедов» (священных воинов джихада), был потрясен зрелищем «марширующих аксакалов, большинство из которых плохо стояли на ногах в силу возраста или состояния здоровья». Военные власти приказали расформировать добровольческий отряд в Ирбиде и заставить несостоявшихся моджахедов заплатить налог за освобождение от военной службы[512].
В городе Аммане (столице современной Иордании) черкесская община с энтузиазмом откликнулась на османский призыв к оружию. Черкесы переселились в Трансиорданию в конце XIX века как беженцы, спасавшиеся от русских, завоевавших Кавказе. Как община переселенцев-беженцев, они были освобождены от военной службы. Однако черкесы были ярыми приверженцами османской власти, и в ноябре 1916 года глава общины Мирза Васфи обратился в Стамбул с ходатайством разрешить им сформировать добровольческую кавалерию, чтобы «пожертвовать своими жизнями за родную землю». Черкесский добровольческий отряд насчитывал свыше 150 всадников и играл активную роль в защите Хиджазской железной дороги и борьбе с арабскими повстанческими силами[513].
Третий отряд добровольцев был сформирован в южном городе Эль-Карак на берегу Мертвого моря, где находилась резиденция османского вице-губернатора. Этот раскинувшийся на холмах город с крепостью эпохи крестоносцев в 1910 году стал центром крупного восстания племен, которое османы жестоко подавили. Население Эль-Карака не любило турок, но, безусловно, боялось их и старалось продемонстрировать безоговорочную лояльность властям во время войны. После начала арабского восстания Джемаль-паша лично отправился в Эль-Карак, чтобы напомнить горожанам о том, что «каждый османский подданный обязан защищать государство», и попросить их сформировать ополчение для защиты своей территории. Все племена и кланы, мусульмане и христиане, направили добровольцев в отряд ополчения под командованием османского офицера[514].
Османы также старательно добивались лояльности бедуинских племен, живших вдоль Трансиорданской границы. Джемаль-паша пригласил влиятельных племенных шейхов прибыть на поезде за государственный счет в Дамаск, где их разместили в лучших гостиницах и проявили по отношению к ним щедрое гостеприимство. Выразив им признательность за «проявление дружбы и службу государству», Джемаль осыпал шейхов медалями и наградами. Попытки завоевать лояльность племен рувалла, билли, бени-атийе и ховейтат увенчались определенным успехом. Тогда как одни племенные вожди, такие как Ауда Абу Тайи (награжденный османской медалью четвертой степени), решили связать свою судьбу с Хашимитами, другие остались верны османским властям. На самом деле даже Ауда испытывал колебания на этот счет. Э. Т. Лоуренс обнаружил доказательства его переписки с Джемаль-пашой: тот предлагал Ауде перейти на его сторону. В соперничестве за лояльность бедуинов османов не следовало недооценивать[515].
Верность арабов османским властям была испытана на прочность сразу же после падения Акабы в июле 1917 года. Опасаясь, что блистательная победа Хашимитов побудит арабов Трансиордании восстать против османского владычества, Джемаль-паша приказал племенным ополчениям атаковать армию Фейсала в Акабе. Он пообещал бедуинам-добровольцам всю возможную помощь со стороны османской армии — регулярные части пехоты и кавалерии, артиллерию и авиацию. Османы выдавали ополченцам запасы провианта на пять дней и фураж для их лошадей. Каждый конный боец получал по три османских лиры золотом, а их командиры — по пять лир. Бедуины с энтузиазмом откликнулись на этот призыв и в середине июля начали собираться в гарнизонном городе Маан.
Одех аль-Гуссус был знатным жителем Эль-Карака, состоявшим на гражданской службе у османских властей. Свободно говоря на турецком, он часто выступал переводчиком между правительственными чиновниками и местными жителями. Шериф Мекки не был авторитетом для христианина Гуссуса, и он отстраненно наблюдал за заигрываниями шерифа с народом Трансиордании. Гуссус сыграл ведущую роль в формировании эль-каракского ополчения. Мобилизовав более 400 мусульманских добровольцев и даже 80 христиан, он возглавил Эль-Каракский батальон и 17 июля 1917 года выдвинулся с ним к Маану.
Гуссус видел, как колебались в своих настроениях бедуинские добровольцы. Хорошо зная людей из племени ховейтат и бени сахр, он понимал причину их колебаний. Соперничающие ветви обоих племен, в том числе Ауда Абу Тайи из ховейтата, воевали в армии Фейсала. Если бы бедуинам пришлось убить в сражении членов своего племени, кровная месть могла растянуться на несколько поколений. Гуссус также отметил, что арабские ополченцы так и не получили никакой поддержки, обещанной им Джемаль-пашой, — ни регулярных войск, ни артиллерии, не говоря уже о самолетах. Джемаль хотел спровоцировать вражду между племенами Трансиордании и племенами, поддержавшими хашимитское восстание, не рискуя при этом своими войсками и ресурсами в Маане.
Эль-каракские ополченцы атаковали отряд арабской армии у Эль-Кувейры, небольшой телеграфной станции в 40 км к северо-востоку от Акабы. Бедуины из племен ховейтат и бени сахр наблюдали за сражением с окружающих холмов, не вступая в бой. Бой продолжался три часа, и эль-каракцы одержали победу, убив девять повстанцев и заставив остальных отступить. Они захватили свыше 1000 голов овец, 30 ослов, несколько верблюдов и 10 палаток и вернулись в Маан с триумфом. По бедуинским традициям захваченный скот считался трофеем. Они оставили 500 овец в подарок османской армии, а остальное стадо отогнали домой в Эль-Карак как награду за успешный рейд. Хотя само сражение было заурядным (вскоре после этого силы Фейсала вновь оккупировали Эль-Кувейру), османам удалось вбить клин между местным населением и хашимитской армией, и такое положение будет сохраняться до конца войны[516].
Ознакомительная версия. Доступно 32 страниц из 156