Ознакомительная версия. Доступно 29 страниц из 141
8 мая 1945 года в 5:00 колонна грузовиков отправляется в путь. Около 6:30 мы въезжаем в городок Теплитц-Шёнау (ныне Теплице. – Ред.). Попытка установить связь с местной комендатурой терпит неудачу. Валяющиеся вокруг связки с делами и документами указывали на поспешное бегство местного гарнизона. Появляются первые слухи: «Германские вооруженные силы капитулировали!» Повсюду встречались солдаты с белыми нарукавными повязками и со срезанными погонами и знаками различия. Один лозунг сменялся другим. В этом хаосе солдаты 3-й и 4-й рот демонстрировали свой старый полковой дух: непоколебимую дисциплину и порядок. Гражданское население вело себя в основном корректно. Отставшие от своих частей солдаты просят принять их в состав рот. К 10:00 все отделения и взводы оказались моторизованы наилучшим образом. Благодаря включению в состав рот четырех бронетранспортеров и одной 88-мм зенитки наша боеспособность значительно возросла. Общая численность рот увеличилась до 600 человек.
В расположении рот появился майор из штаба группы армий «Центр» Шёрнера и предъявил детальный письменный приказ, в котором говорилось, что командир 3-й роты, оберштурмфюрер СС Шмагер, назначается лично ответственным за то, чтобы обе роты как можно быстрее присоединились к полку СС «Дер Фюрер» в Праге. Оберштурмфюрер СС Шмагер подчинил себе 4-ю роту, и обе роты были преобразованы в боевую группу Шмагера.
Проведенная разведка на дороге, ведущей на юг, принесла неутешительные сведения: все главные и проселочные дороги в направлении городов Лоуни и Ляйтмеритц до отказа забиты колоннами, которые движутся на север. Дорога, ведущая на восток через город Аусзиг (Усти-над-Лабем), кажется не такой загруженной. Боевая группа решает сначала добраться до города Аусзиг, а потом повернуть на юг в направлении города Ляйтмеритц.
В 11:30 боевая группа отправилась в путь и в хорошем темпе преодолела первые 10 километров пути. Во время остановки русский самолет-разведчик отважился слишком низко пролететь над колонной и попал под интенсивный обстрел из всех видов оружия. После обстрела ему удается отвернуть в сторону, но было видно, что за самолетом тянулся шлейф густого дыма. Правда, мы не можем с полной уверенностью утверждать, что сбили этот самолет.
Перед одним из придорожных городков мы заметили большую баррикаду, которую охраняли гражданские с нарукавными повязками. Несколько пулеметных очередей, выпущенных в воздух, заставили повстанцев разбежаться. Однако из окон ближайших домов раздались выстрелы, которые свидетельствовали о том, что повстанцы желали сражаться. Под прикрытием огня бойцов 4-й роты 3-я рота ворвалась в городок и освободила пленных немецких солдат и женщин. Только благодаря железной дисциплине и категорическому приказу командира боевой группы удалось удержать освобожденных из плена бойцов от возмездия. Вид у измученных в заточении немцев был просто ужасным.
После полудня продвижение боевой группы вперед становилось все медленнее. Нам все чаще приходилось разбирать дорожные заграждения, и все больше времени занимал разгон повстанцев. По счастливой случайности все обходилось без потерь с нашей стороны. Примерно в 20:00 боевая группа подошла к городу Аусзиг. Роты расположились на ночлег в замкнутом жилом комплексе, который состоял из нескольких зданий. Были выставлены усиленные посты боевого охранения. Для разведки обстановки на дороге, ведущей в город Ляйтмеритц, направлена дозорная группа.
В тех новостях, которые удалось прослушать по нашей рации, снова и снова говорилось о капитуляции германских вооруженных сил. Вернувшаяся разведывательная группа докладывает, что по дороге на Ляйтмеритц невозможно проехать. Оберштурмфюрер СС Шмагер лично убедился в этом. Вся дорога была полностью забита стоящими вкривь и вкось транспортными средствами самого разного вида, конными повозками и боевой техникой. На дороге царил неописуемый хаос. В боевой группе была создана служба прослушивания радиоэфира, которая каждые тридцать минут должна была докладывать командиру боевой группы о положении в стране. Боевая группа находилась в постоянной боевой готовности.
9 мая 1945 года. В 3:00 положение по-прежнему оставалось запутанным и неясным. Командир боевой группы провел совещание со всеми офицерами и унтер-офицерами по поводу сложившейся обстановки. Приказ по боевой группе: необходимо любой ценой дойти до Праги и присоединиться к полку. Полк будет только рад тому, что численность обеих рот значительно возросла. Но вот находится ли сам полк СС «Дер Фюрер» еще в Праге? В радионовостях говорилось о капитуляции.
Тогда было принято следующее решение: роты немедленно выступают и направляются маршем в северном направлении. Цель: лесной массив севернее города Аусзиг.
Около 4:40 боевая группа вошла в лесной массив, заняла круговую оборону, окопалась и выставила усиленные посты охранения. В рядах гренадеров царило подавленное настроение. Командир одного из так называемых отрядов «Вервольфа» связался с боевой группой и предложил принять участие в партизанской борьбе. Командир боевой группы, оберштурмфюрер СС Шмагер, решительно отверг это унизительное для боевого подразделения предложение.
Время тянулось невыносимо медленно. Постоянно направляемые разведгруппы докладывали одно и то же: повсюду видны распущенные колонны затравленных и подавленных солдат вермахта, без оружия и боевой техники, без каких-либо транспортных средств. С теми, кто попадает в руки чехов, обращаются просто ужасно, независимо от того, кто это – мужчина, женщина или ребенок. Ночь прошла без особых происшествий. Печально было видеть убитых горем и запуганных женщин и детей, которые присоединились к боевой группе в городе Аусзиг.
Проходит 10-е, затем 11 мая. Боевая группа продолжала занимать круговую оборону с оружием в руках и в полной боевой готовности. В полдень 12 мая мы увидели первые русские танки, которые двигались по дороге у Теплитц– Шёнау (Теплице). Затем по дороге пошли длинные колонны пленных немецких солдат. (6—11 мая 1945 г. Красная армия провела короткую (6 дней), но довольно кровопролитную Пражскую стратегическую наступательную операцию. В результате этой операции была освобождена остававшаяся оккупированной часть Чехословакии. Было взято в плен 860 тыс. солдат и офицеров врага (из 900 с лишним тыс.), захвачено 9500 орудий и минометов, 1800 танков и штурмовых орудий, 1100 самолетов и др. техника. Безвозвратные потери советских войск составили 11 265 чел., санитарные 38 083 чел., 373 танка и САУ, 1006 орудий и минометов, 80 боевых самолетов. Кроме того, погибло 300 поляков, 320 румын и 112 чехословаков из состава формирований, сражавшихся на стороне Красной армии (санитарные потери 587, 1410 и 421 чел. соответственно). – Ред.) В радиосообщениях повторялось снова и снова: германские вооруженные силы капитулировали, а те подразделения, которые с оружием в руках продолжают сражаться, должны сдаться.
Вечером 12 мая 1945 года боевая группа выстроилась в открытое каре, и оберштурмфюрер СС Шмагер обратился к собравшимся бойцам:
«Офицеры, унтер-офицеры и солдаты 3-й и 4-й рот 4-го панцер-гренадерского полка СС «Дер Фюрер»!
После тщательного анализа сложившейся обстановки я вынужден констатировать: война закончилась! Германские вооруженные силы капитулировали на всех фронтах! Любое продолжение борьбы привело бы лишь к бессмысленным жертвам!
Ознакомительная версия. Доступно 29 страниц из 141