13. Начиная сотрудничать с генералом Власовым, мы получаем возможность создавать белорусские воинские подразделения в эмиграции и этим самым дать широкую помощь освободительной борьбе в Белоруссии.
В качестве выводов из вышесказанного предлагаем следующее:
1. Военный отдел БЦР устанавливает связь с движением генерала Власова и требует следующего:
а) ввести в состав Комитета освобождения народов России соответствующее количество представителей от белорусов;
б) ввести во все отделы и организации, подчиненные Комитету освобождения народов России, (такие, как Гражданское руководство, Красный Крест и т.д.), белорусских представителей;
в) ввести в военный штаб генерала Власова белорусских офицеров;
г) создать в рамках освободительной армии самостоятельные белорусские формирования под командованием белорусских офицеров и под политическим руководством соответствующих белорусских деятелей. В оперативном отношении эти формирования будут подчиняться штабу генерала Власова.
2. Военный отдел БЦР устанавливает связь с белорусскими офицерами, которые уже входят в состав армии генерала Власова.
3. После договоренности с генералом Власовым Военный отдел БЦР назначает белорусских представителей, которые войдут в Комитет освобождения народов России, в его отделы и в штаб генерала Власова; одновременно Воинский отдел дает соответствующее задание белорусской эмиграции.
Мы просим Воинский отдел БЦР дать ответ на выше поданное предложение нашему представителю в течение трех дней со дня его вручения.
Если Военный отдел имеет другие непосредственные реальные возможности создания в течение ближайших недель белорусских воинских формирований в широких рамках, просим уведомить нас о них.
В случае, если мы после указанного срока не получим ответ, или если, несмотря на наше предложение, Военный отдел даст недостаточные собственные соображения возможности создания вооруженных сил — мы, для спасения нашего военного положения в эмиграции, будем вынуждены принять непосредственные соответствующие меры.
Офицеры Белорусского Специального батальона:
— Капитан Гелда
— Капитан Радько
— Старшы лейтенант Лазаревич
— Старшы лейтенант Рудак
— Лейтенант Будаховский
— Лейтенант Ивченко — Лейтенант Луцкевич
— Лейтенант Зуй
— Лейтенант Рулинский
— Сыдяжны Волосевич
— Сьияжны Мазура
На первом листе сверху две надписи от руки: «В секретные дела «Военной Комиссии» и «12 декабря 1944 года. Военная Комиссия рассмотрит и даст ответ. К. Ез.».
№ 16. Ответ офицерам Специального батальона «Дальвиц» на вышеприведенное письмо из Военного отдела БЦР{453}
Берлин, декабрь 1944 г. (без точной даты)
В ответ на ваше письмо от 9 декабря 1944 г. Военный отдел сообщает следующее:
Создание белорусских вооруженных сил в Германии есть одна из наиглавнейших задач БЦР. В этом деле БЦР и в особенности Военный отдел принимали и принимают все возможные меры, чтобы привлечь немецкие части. На этих днях мы получили официальное yвeдoмлeниe со стороны немецких властей что вопрос о создании Белорусского легиона решен окончательно. Должна быть сформирована белорусская дивизия при СС. Более подробных сведений, по понятным причинам, дать не можем.
Таким образом, отпала большая часть ваших вопросов и требований, так как они являются понятным для каждого белоруса желанием создать собственные вооруженные силы. Однако даже создание собственной дивизии не исключает того, чтобы мы, белорусы, не интересовались теми белорусами, которые по разным причинам оказались, или могут оказаться, в чужих воинских формированиях. Только этого нельзя делать в такой форме, которую предлагаете вы. Есть другой путь, который мы можем использовать. Об этом подробнее вам расскажет капитан Радько.
Относительно ваших вопросов общеполитического характера, таких как соглашение с генералом Власовым и присоединение к созданному им «общему» антибольшевистскому фронту, — можем Вас уверить, что БЦР всесторонне обдумала этот вопрос, прежде чем занять по отношению к нему соответствующую позицию. БЦР совсем не против объединения всех сил так называемых восточных народов дня общей совместной борьбы с общим врагом — большевизмом, однако, как вы правильно подчеркиваете, это объединение должно произойти по принципу равного с равным. Негативная позиция БЦР по отношению к Власову объясняется тем, что как раз генерал Власов этого не хочет. С его стороны нам пока что известно только одно требование — полное подчинение, связанное даже с ликвидацией всех организаций отдельных национальностей. Белорусов в его Комитете должны представлять назначенные им «представители» (которые уже есть в Комитете), а все его «освободительное движение» должно происходить исключительно под русским флагом. На это БЦР пойти не может. Не пошли на это и представители других, порабощенных Россией, народов, которые, в действительности, создали объединенный комитет, где нет только русских (смотри документ № 13).
В связи с этим и принимая во внимание, что во всем этом деле разговоры с немецкими властями не закончены, очень нежелательными являются выступления поодиночке или группами, хотя бы и из лучших побуждений, которые ломают общую линию. Каждый политический шаг есть только тогда оправданным, когда дает какую-нибудь реальную пользу. Пока что этой пользы в акции генерала Власова мы, белорусы, для нашего народа не видим. Остается только чисто пропагандистская сторона этой акции. Пропаганда, конечно, также имеет свое значение, однако и к ней мы можем присоединиться только при условии, когда она не будет вестись за наш счет и не будет направлена против независимости Белоруссии.
Да здравствует Белоруссия!
К. Езовитов
№ 17. Устав Белорусского центрального совета (вторая редакция){454}
Берлин, 14 января 1945 г.
I. Полномочия, цель и задачи БЦР:
1. Белорусский центральный совет (БЦР) является единственным представителем суверенных прав белорусского народа, призванным 27 июня 1944 г. 2-м Всебелорусским конгрессом в Минске.
2. Политические задачи БЦР определены Постановлением 2-го Всебелорусского конгресса. Главной политической задачей БЦР является организация всех сил белорусского народа для борьбы за освобождение Белоруссии и обретение независимости. Кроме того, БЦР осуществляет правовую, социальную и культурную опеку над всеми белорусами, которые оказались за границами Белоруссии.
3. Полученные от 2-го Всебелорусского конгресса полномочия БЦР действительны до времени созыва 3-го Всебелорусского конгресса. 3-й Всебелорусский конгресс БЦР обязан созвать немедленно сразу же после освобождения Белоруссии.