Монгольскую ясу нельзя охарактеризовать как обычное законодательство. Она была императорским законом, сформулированным Чингисханом, и сами монголы рассматривали ее именно в этом свете. Для них она являлась обобщенной мудростью основателя империи, и мы знаем, что они считали Чингисхана боговдохновенным Сыном Неба.
Текст ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. Содержание ясы может быть реконструировано на основе имеющихся в различных редакциях фрагментов. Приводимые здесь выдержки могут дать ее общую идею.
В данном приложении использованы воспоминания Джованни Плано Карпини, Ибн Баттуты, Мирховенда (Мирхонда), Вардапета, труды армянского историка Макагия, египетского историка Аль-Макризи, австрийского историка-востоковеда Пургшталя, русского историка Ильи Березина, английских историков Эрдманна и Хоуорта, исследователей Д. Моргана и Д. Эгля, П., персидских историков Рашида ад-Дина, Аб-уль-Фараджа, Джувайни и других.
История возникновения ясы Чингисхана
Татаро-монголы, или, как говорили в христианском мире, татары, веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений европейцев и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее более 800 лет назад?
В XII веке на территории Монголии не существовало единого государства. Основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей являлась семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотой (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности – улусы. Вели они полуоседлый образ жизни.
В конце XII века среди монгольских племен возвышался род Есугея, сын которого Тэмуджин начал вести борьбу за объединение племен, в процессе чего сложилась военно-феодальная система кочевой империи Тэмуджина. Она была создана на основе разделения всех монгольских племен на военные округа – тысячи. Армия составляла более 200 тысяч человек и была предана Тэмуджину.
В 1206 году состоялся курултай, на котором Тэмуджин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан. На курултае также был принят свод законов – яса, который определял различные виды правовых отношении в монгольском государстве.
Яса охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу ясы и скрывали «священную книгу» от иностранцев. Считалось, что она приносит победу в битве.
В ясе отчетливо прослеживаются китайские идеи императорского государства и императорского права. Также вероятно, что на ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции яса утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство – несторианского толка – было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингисхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно предположить, что именно через них христианская идея Вселенской Империи могла найти свое отражение в ясе. Но, имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и великим государственным деятелем.
По мысли Чингисхана, созданный им свод законов являлся незыблемым. Всякое изменение ясы, по его мнению, могло привести к гибели государства. «Если государи… – утверждал Чингисхан, – не будут крепко соблюдать ясы, то дело государства потрясется и порвется. Опять будут охотно искать Чингисхана и не найдут…»
Хранителем ясы Чингисхан назначил еще при жизни своего старшего сына Джучи. Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, обязывался начинать свое правление подтверждением ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что никто за это время не нарушил ясы. Виновный в ее нарушении подвергался наказанию. «Кто нарушит ясу, лишится головы» – так гласил указ Чингисхана.
Наличие ясы как твердой основы законодательства не исключало, однако, возможности внесения дополнений к ней преемниками Чингисхана. Но эти дополнения имели лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе ясы. Например, ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных под названием «ярлыки», которые прямо ссылаются на ясу Чингисхана как основной источник.
Первоначально яса существовала как устный свод законов, нарушение которых каралось смертью. А именно:
• за убийство – смерть;
• за предательство своего хана – смерть;
• за блуд мужчины и неверность жены – смерть;
• за кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба – смерть;
• за чародейство, направленное ко вреду ближнего, – смерть;